READING

«Три мушкетера» в театре «Около дома Станиславског...

«Три мушкетера» в театре «Около дома Станиславского»: история алмазных подвесок под песню дальнобойщика и гул водопроводной трубы

Если вы хотите увидеть спектакль, который был впервые поставлен Юрием Погребничко в 1972 году для Красноярского ТЮЗа, и вот уже более 45 лет живет и трансформируется на разных сценах, имея предыдущую реинкарнацию в виде постановки 1994 года, если вам интересно услышать небанальное, приправленное тонким юмором, прочтение классического произведения Александра Дюма-отца, столь любимого в нашей стране, на сцене театра, перестроенной из бывшей конюшни дореволюционного дома в переулках старой Москвы, если вы никогда раньше не видели ни желтую лошадь в исполнении актрисы с дизайнерской сумочкой, ни двух Д’Артаньянов на сцене одновременно, один из которых – постаревший Д’Артаньян-рассказчик из будущего, повествующий о последних минутах собственной жизни, ни Людовика XIII в ватнике, армейских галифе и кирзовых сапогах, – в окружении придворных дам, одетых в пышные корсетные платья по французской моде XVII века, если вы любите ностальгические песни из советских фильмов, а также музыкальные спектакли, в которых создатели соединяют в большую многоуровневую историю разные стили, эпохи и исполнителей (Молчанов, Паулс, Высоцкий, эстрада, авторская песня, романсы), если вам любопытно следить за переплетением сюжетных линий и ходом действия в, казалось бы, не пересекающихся мирах: от сражения на шпагах мальчишек в соседском дворе – до романтических отношений между Анной Австрийской и герцогом Бекингемом, от заговора кардинала Ришелье и Миледи – до песни дальнобойщика под гитару, рядом с которым пританцовывает чечетку король Франции, если для вас «Три мушкетера» – не обязательно многочасовое полномасштабное приключенческое полотно в изобилии декораций, вычурных костюмов, с непременным следованием тексту первоисточника по ролям и главам, – вам непременно надо идти в театр «Около дома Станиславского», чтобы увидеть своими глазами «Три мушкетера» в авторской интерпретации основателя и художественного руководителя этого театра.

Вас ждет не просто авангардная постановка, оставляющая – при всей монументальности первоисточника – послевкусие разудалого праздника с легкой горечью. Юрий Погребничко зашифровал в спектакле с счастливым финалом философское послание с трагическим смыслом: время бежит, легенды стареют, всё обращается в прах, и воспоминания, вчерашние герои, сражения, подвиги, любовь, дружба, преданность – всё рано или поздно проходит и остается в прошлом, как проходят по ступенькам зала мимо зрителей и далее через всю сцену наискосок – трое пожилых мужчин, в которых угадываются три заглавных героя романа Дюма, – чтобы вовсе исчезнуть из виду.

фото Роман Кузнецов

На сцене театра «Около» за два часа разворачивается наполненная неожиданными поворотами и музыкой почти комедийная история о путешествии алмазных подвесок королевы – после их преподнесения английскому герцогу – обратно во Францию: здесь и три мушкетера в образе немолодых мужчин в современных костюмах, вооруженные металлическими прутьями, подвешенными на веревках через плечо вместе шпаг, появляются всего несколько раз, да и то эпизодически, и сама Франция обозначена лишь несколькими скульптурами горгулий с известного собора, в полутьме, за металлическими воротами, и монаршие драгоценности здесь имеют не совсем привычный вид, вызывая хохот у зрителей, и на единственном свидании королева Анна и герцог Бекингем общаются при помощи своих переводчиков, которые весьма своеобразно доносят суть сказанного, а вместо роскошных убранств замков и живописных пейзажей – каменная кладка стен под белой краской в старом доме, поскрипывающий деревянный пол и миниатюрное стойло с пюпитром и ярмом (да-да, не забываем, постановку какого мастера мы смотрим!), и кардинал Ришелье разгуливает со старым ржавым ведром, и Д’Артаньян отбывает во Францию под гул пластиковой водопроводной трубы, издаваемый… кем бы вы думали?..

Но в этом всем разудалом абсурдистском действие безоговорочно чувствуется и узнается знаменитая романтическая история – та самая, в которую, пожалуй, каждый зритель окунался с детства: на страницах романа, на экранах телевизоров, – история о крепкой дружбе четырех друзей, испытанной временем и множеством невзгод, о противостоянии Англии и Франции, о придворных кознях, о коварстве Ришелье и Миледи, о доблести и долге, о чести, любви и взаимовыручке, история, в которой «один за всех и все – за одного». История с легкой ностальгической грустью, с неожиданными, но уместными элементами сюрреализма, с прекрасным музыкальным сопровождением, с душевными песнями, пробирающими до сердца, со светлой тоской по ушедшим эпохам и героям.

Билеты

Текст Алена Азаренко


Бывает ли у вас такое состояние, когда хочется провести вечер в театре, который не блещет золотом, не сияет начищенным паркетом, не встречает колоннами и зрителями в вечерних платьях? Куда вы приходите, как в гости к хорошим знакомым. В театр где вы хотите просто отдохнуть, а не разгадывать загадки. В театр, где обязательно есть свои постоянные зрители, которые не первый раз приходят на один и тот же спектакль и приводят туда своих друзей. Есть театры, про которые знают только самые отчаянные театралы.

Один из таких – театр Около дома Станиславского. Он спрятался в центре Москвы – на Вознесенском переулке. Сейчас у него два здания: Новая сцена расположена на самом переулке и хорошо заметна, а вот попасть в старый зал (сцена La stalla) вы сможете только свернув во двор. Как рассказал нам один из зрителей – раньше этот здание было сараем в доме К.С. Станиславского.

Зал совсем небольшой (всего 7 рядов и вмещает около 70 человек). Поэтому у пришедших есть ощущение того, что они оказались там не просто так.

Спектакль, с которого я могу вам посоветовать знакомство с театром – это «Три мушкетера», по произведению А. Дюма. Но, в отличие от четырёхчасового советского фильма, спектакль длится всего 2 часа с антрактом, а история возвращения подвесок королевы Франции Анны рассказывается очень доступно и ничуть не уступает известному фильму по динамике. Юрий Погребничко, режиссер спектакля и художественный руководитель театра Около, впервые поставил «Трех мушкетеров» в 1972 году, однако, сейчас в театре играется уже новая редакция, выпущенная в 2009 году.

Получился спектакль, который то и дело перескакивает во времени – то в эпоху мушкетеров, то в наше время. Как будто историю пересказывает водитель-дальнобойщик, представляя себя Д’Артаньяном. Он словно сам хотел в детстве быть мушкетером, но жизнь пошла иным путем, и сейчас он может выступать только рассказчиком.

фото Роман Кузнецов

Вас удивят костюмы: вместе с красивыми пышными платьями XVII века тут будут еще советские бушлаты, кирзовые сапоги, грузинские кепки и домашние тапочки. Но еще больше вас удивят песни советской эстрады, которые красиво звучат и аккуратно вписываются в общую картину. Все это вместе с реквизитом (коврами, имитирующими занавес, репродукцией-пародией на Мона Лизу, металлическими воротами, похожими на ворота сарая, смешными подвесками, которые в конце, конечно же, вернутся к королеве) вызовет ощущение почти детского восторга. Меня лично не покидало ощущение, что я приехала на дачу, где собрались профессиональные актеры, чтобы сочинить новую версию «Трех мушкетеров», пошутить над сюжетом и отдохнуть от своих ролей в столичном театре. А потом ты вдруг понимаешь, что это не отдых, а это и есть их постоянная работа и роли. Это их особая Вселенная и свои законы актерского существования.

Спектакль с тонким юмором, воспринимать который легко зрителям любого возраста. После него становится как-то особенно хорошо на душе. Берите с собой друзей или родителей и покажите им необычный театр в самом центре Москвы.

Билеты

Текст Екатерина Карабач