READING

«Лето» К.Серебренникова – фильм не про Цоя...

«Лето» К.Серебренникова – фильм не про Цоя

Если вы еще не видели нашумевшего «Лета» К.Серебренникова, срочно бегите в кинотеатр, потому что в сетке показов уже сейчас оставляют не более 2-3 раз в день, впрочем, так происходит с любым хорошим российским интеллектуальным фильмом. Залы зрителей собираются при этом полные.

В интернетах о фильме пишут, что «Лето» – история о взаимоотношениях между Виктором Цоем и четой Науменко, Майком и Натальей. Однако же, это напрочь не так.

По сюжету жена Майка Науменко действительно в какой-то момент испытывала чувство нежной влюбленности в Цоя, однако посмотрев картину целиком, можно сделать вывод, что значимость амурной истории в жизни и Натальи, и Цоя, и самого фильма сильно нафантазирована.

О чем тогда кино ? Как ни банально, о нас, о русских людях, о нашей истории. О том времени, когда в нищенских коммунальных квартирах среди алюминиевых кружек, с трудом добытого винила, кишиневских винных напитков и папирос «Беломор», – жили и творили легенды рока, песни которых мы слушаем и сегодня. У них примерно всегда не было денег, а карьерной мечтой было петь в кабаке, но «кто ж нас туда пустит» говорил персонаж культового рок-музыканта. Только представьте, кто ж Кино пустил бы в кабак…

Несмотря на то, что большинство зрителей идут смотреть на Цоя (насколько похоже выглядит, говорит, поет) , главный персонаж фильма, все-таки Майк Науменко.
Масштаб его личности, который проявляется в поступках и отношении к близким людям (в фильме это его жена и Виктор Цой), перекрывает задумку сценаристов увлечь зрителей в целомудренный любовный треугольник. Почему целомудренный? Потому что в фильме нет сексуальных сцен, кроме одного поцелуя.

Майк увлечен творчеством настолько, что правдами-неправдами пробивает кондовый заслон сссровской цензуры и играет со сцены новую музыку. Он увлечен женой настолько, что информацию о ее интересе к другому мужчине (для чего она ему это сказала, будучи мамой-декретницей с младенцем на руках, можно объяснить только ее вероятной женской недореализованностью, больше ничем) пропускает мимо себя, нисколько не напрягая при этом супругу. Увлечен дружбой настолько, что помогает Виктору Цою стать тем, кем он по итогу и стал.

А что же Цой? А Цой вытачивает забавные штуки из дерева, не признает ничьего вмешательства в творчество, проявляет себя человеком бесстрашным и бравым, много курящим, часто молчащим. Вы увидите его в белой сорочке с летящим жабо, узнаете его фирменную стойку, поразитесь схожести голоса и манере общения (ко всеобщему изумлению настолько похожим этот голос сделал Денис Клявер, тот что пел когда-то в «Чай вдвоем»), услышите те композиции Цоя, которых, возможно, никогда не слышали ранее.

В фильмах Серебренникова обычно много театральности. В «Лете» меньше, но все же наличие персонажа-скептика, который общается со зрителем и провоцирует обстоятельства, которых не было, наличие финальной слезной сцены, вызывающей реальные аплодисменты зрителей (да-да люди начинают аплодировать стоя в кинозале), обилие сцен молчания, собирательные образы героев, типа «панк» – все это отправляет нас как будто к театральным подмосткам.

Смотреть рекомендовано всем, кто может сходу продолжить :

«Мамина помада, сапоги старшей сестры,
Мне легко с тобой, а ты гордишься мной…»

Получите гарантированное эстетическое и интеллектуальное удовольствие.

 

Автор статьи Олеся Смирнова