Внезапный интерес к пьесе Чехова «Три сестры» настиг в этом сезоне московскую театральную общественность. В конце мая случились две громкие премьеры на сцене практически теперь уже одного театра – в МХТ и СТИ от Константина Богомолова и Сергея Женовача. Что же привлекает столичных режиссёров именно в сёстрах, и сколько же их идёт в Москве? Почему Константин Богомолов снова обращает внимание на пьесу, которую уже обыграл в своём «Идеальном муже», и как сильно будут отличаться две премьеры в театре под руководством Женовача. Я попыталась собрать дайджест из практически всех сестёр Москвы и ответить хотя бы на часть этих вопросов.
1. Самыми классическими оказались, как это ни странно, самые свежие «Три сестры» на сцене СТИ. Оригинальная сценография конечно придаёт немного новых нот тексту Чехова. Некоторые актёрские работы юных выпускников Женовача считываются не самым стандартным образом. Но в целом это очень аккуратная постановка, наполненная уважением к тексту Чехова.
Спектакль в первую очередь вводит в труппу новых талантливых актёров, хоть иногда молодым людям не хватает опыта, чтобы показать бесполезность и неприкаянность чеховских героев.
2. Самые короткие и одновременно самые оригинальные сёстры – это постановка театра Модерн «Три». Запертые будто в стенах сумасшедшего дома девушки раз за разом всё отчаяннее вспоминают, как смерть отца или лицо влюблённого майора, будто не замечая, что вокруг них давно никого не осталось. Ведь даже брат Андрей давно стал тенью. Сильная игра молодых актрис отлично смотрится на малой сцене, довершая образ камеры или палаты.
Режиссер Елена Котихина нашла свой совершенно новый взгляд на пьесу, ведь все остальные очевидно уже заняты.
3. Самые современные сёстры – «По Чехову. Три сестры» – ожидаемо ждут нас в ЦИМе, где Июльансамбль Виктора Рыжакова показывает нам истинно чеховскую атмосферу в обрамлении современных песен и отсылок к попкультуре. История любви Маши и Вершинина или трагедия Соленого тем не менее не теряют актуальности, как мечты о счастливом будущем и призыв работать как вол.
Это самая актуальная попытка поговорить с молодым поколением о Чехове, где несмотря на уважение к оригиналу акценты расставлены крайне неожиданно. Не пугайтесь упоминания комиксов или неожиданного Шекспира – они не оскорбляют Чехова, а только насыщают его.
4. Самыми жизненными, на мой взгляд, получились «Три сестры» в МХТ у Богомолова. Намеренно бледная актерская игра и невыразительные мизансцены делают происходящее более всего похожим на семейные выяснения отношений у соседей на даче, от этого и смотрится все действо удивительно настоящим. Безусловной режиссерской удачей является Дарья Мороз в роли барона Тузенбаха.
Видимо, Богомолов вынашивал идею этого спектакля ещё со времён премьеры «Идеального мужа», но там сёстры получились куда более запоминающимися.
В обрамлении скудной сценографии Ларисы Ломакиной эта премьера превращается в своего рода медитативное действо.
5. «Три сестры» Театра «Около дома Станиславского» – пожалуй, самые чеховские, ведь Антон Павлович всегда называл свои пьесы комедиями. Недаром так странно и нелепо звучат слова песни «Тарарабумбия, сижу на тумбе я» в устах самого грустного героя – неприкаянного алкоголика Чебутыкина. Но этот балаган с шестью сёстрами вместо трёх тем трагичнее, чем больше песен на сцене. Ведь Прозоровых не ждёт ничего кроме боли в будущем, том самом, без Москвы. Полная тарарабумбия.
Очень харизматичный спектакль, обращающий внимание куда больше на исторический контекст и предстоящие события, которые косвенно, но ощутимо присутствуют на сцене.
6. «Три сестры» в Малом театре стоят особняком, ибо это даже не классика, а будто самый настоящий театр времен Антона Павловича Чехова. Легендарные возрастные актёры, атмосфера конца XIX века, режиссура Юрия Мефодьевича Соломина. Театр для тех, кто не любит, когда режиссёры вмешиваются в замысел автора.
Спектаклю больше десяти лет, и за это время он практически не эволюционирует, олицетворяя собой все то, чего от театра ждут адепты классицизма.
7. Бонусом идут самые звездные и, пожалуй, самые банальные «Три сестры» Льва Додина в Санкт-Петербургском МДТ. Постановку привозили в Москву в рамках Биеннале театрального искусства. Конечно, Лиза Боярская и Ксения Рапопорт в роли сестёр Прозоровых выглядят гармонично, но все же смотреть на мечты о Москве и труде местами непросто.
После этой постановки я была уверена, что пьеса Чехова потеряла актуальность, ведь кому сегодня могут быть интересны размышления Вершинина о будущем или мечты Ирины о работе. Практически все спектакли из списка опровергают эту мысль.
NO COMMENT