«К чему меня жизнь не готовила. Пункт 64. Паркинсон» – это спектакль-перформанс о болезни Паркинсона, спектакль-испытание, в котором исследуется телесная и эмоциональная выносливость человека и границы человеческой воли, где современный танец сливается с музыкой, светом и видео проекцией, создавая на сцене образ героя, замкнутого внутри собственного тела и пространства. В основу проекта легла первая в России книга, написанная автором с болезнью Паркинсона.
Режиссер и исполнитель Александр Челидзе, продюсер проекта Виталий-Марк Гладышев, драматург Константин Федоров, медиа-художник Kami Usu (Камила Юсупова), композитор Егор Савельянов – команда, которая создает истинное произведение современного искусства, премьера которого состоится уже 30 марта.
Нам удалось поговорить с продюсером проекта, Виталием-Марком Гладышевым о сути спектакля, вдохновении и сложностях.
Как родился проект? Есть ли какая-то история о том, как пришла идея?
В прошлом году мы познакомились с Игорем Казачковым , и тогда я узнал о его книге, нецензурное, но крутое название которой сейчас нельзя произносить в этом интервью. Долго откладывал прочтение его книги, тогда было много проектов, а книга еще и о заболевании. Но работа автобиографичная, поэтому, чтобы лучше узнать ее автора, я все же ее прочитал, за один вечер, не мог оторваться. Книга оказалась совсем не такой, как я ожидал, да там есть какие-то моменты про заболевания, даже есть какие-то медицинские уточнения про течения болезни, но в целом книга вышла, знаете, даже весёлой, я смеялся в голос в какие-то моменты. Но более того через всю книгу проходит одна замечательная мысль, Игорь пишет: «Недавно я осознал, что, несмотря на болезнь, чувствую себя сейчас наиболее гармонично, нежели в какой-то другой период своей жизни». И я подумал, какая прекрасная идея для спектакля, нужно напомнить, в очередной раз, чтобы у вас не происходило, не обязательно какое-то неизлечимое заболевание, любые сложности, которые возникают в жизни, они преодолимы. Нужно просто посмотреть на эти проблемы, на эти сложности с другой стороны. И может быть, как раз та боль, та проблема, которая возникает, является неким сигналом к изменению твоей жизни.
Мы аккуратно подошли к теме заболеваний, почему важно говорить о них языком искусства?
Искусство давно обращается к теме болезни. Есть очень много работ в живописи и в театре много спектаклей посвящено заболеваниям мозга.
При этом мы первые в России рассказываем про болезнь Паркинсона через танец. Таких проектов еще не было, и это, безусловно, нужно делать. Есть исследование, опубликованное британским журналом Brain Science о том, что у людей с диагнозом Паркинсона, которые занимаются танцами в течение трех лет, не происходит ухудшения в работе двигательного аппарата. То есть через танец можно поддерживать показатели речи, тремора и равновесия. Получается, что мы рассказываем о болезни через инструмент, который помогает с этой болезнью справиться. Ну и самое главное, это еще и благотворительный проект. Нужно здесь отметить, что данный спектакль мы выпускаем с фондом развития отечественной науки, техники и медицины ФРОНТМЕД, они являются генеральным партнером нашего спектакля. 10% от продажи каждого билета мы направляем в фонд на поддержание исследований в области нейродегенеративных заболеваний мозга.
Когда я начал погружаться в проект, я понял, что заболевание Паркинсона – это, по сути, лотерейный билет, никто не застрахован от этого, и об этом люди почти не задумываются. Будучи молодым, здоровым, способным зарабатывать деньги, здорово, что ты можешь сейчас вкладывать и поддерживать развитие науки.
Театр — это не только развлечение, у него есть еще и другие функции, в том числе социальная, воспитательная, просветительская, благотворительная.
В чем ваше самое главное вдохновение для проекта кроме книги Игоря Казачкова?
Конечно, наша команда. Александр Челидзе, танцор, хореограф, режиссер, главное лицо нашего проекта. Когда я, как продюсер, искал исполнителя в этот проект, мне хотелось видеть более взрослого танцора. Как мы знаем, танцоры достаточно рано выходят на пенсию и достаточно рано заканчивают свою карьеру. Мне было интересно провести такую аллегорию: заболевание Паркинсона — тоже “возрастное” заболевание. Александр, который в 47 лет, продолжает танцевать и выступать — большое вдохновение для меня.
Егор Савельянов, композитор нашего спектакля, который делает просто космическую музыку, он исследует современную музыку, постоянно задается вопросом, а как еще может звучать музыка. Камила Юсупова – наша крутая медиа-художница, Игорь Фомин художник по свету и многие другие ребята, с кем мы работаем в данном проекте. Помимо этого есть еще сотрудники Федерального центра неврологии, которые являются научными консультантами в нашем проекте. Это врачи, перед которыми низкий поклон за их труд и работу. Ну и, конечно, сотрудники Фонда, которые настолько вдохновились этим проектом, что сейчас их уже, наверное, будет не совсем правильно назвать их нашими партнерами, они стали друзьями и соратниками проекта.
А что в проекте самое сложное?
Самое сложное сейчас это привлечь внимание общества к такому спектаклю (при чем я не говорю сейчас только про зрителей, но и про площадки, партнеров, СМИ в том числе).
Возможно, я ошибаюсь, но мне кажется, в России не очень популярен формат современного искусства. Особенно в то время, в котором мы сейчас живем, мне чувствуется, что в воздухе витает любовь к старой доброй классике. Мало того, что мы делаем современный балет, так еще тема нашего спектакля – заболевание. Есть ощущение, что зрители не хотят идти на спектакль про страдания, как я когда-то не хотел читать книгу. Сейчас непростое время, столько сложностей, столько груза, да еще при этом нужно идти смотреть малопонятную современную хореографию про человека, страдающего какой-то возрастной болезнью. Это сложно.
Но мне кажется, это нужно делать, а наш спектакль абсолютно не грузный. Мы специально пытаемся сделать его легким и мы пытаемся отойти от депрессивного настроения, насколько это возможно в такой теме.
Пока мы говорили о зрителях, появился такой вопрос: есть ли какая-то мысль или эмоция, которую человек, посмотревший постановку, получит, если отбросить тот факт, что каждый получит что-то свое?
Я думаю, уверенность и “жизнеутверждаемость”, не знаю, есть ли такое слово, но оно точно описывает эмоции. Скажем так, радость и уверенность в жизни. Это те чувства, которое, я бы хотел, чтобы появились у зрителей после просмотра спектакля.
Мы еще не упоминали о технологиях в проекте, откуда они там взялись?
Вообще цифровые технологии и искусство – это сфера моих интересов как продюсера. Идея внедрения технологий была у самых истоков проекта, сейчас уже ни для кого не секрет, насколько цифровые технологии пришли в нашу повседневную жизнь. Более того, мы настолько уже к ним привыкли, что, мне кажется, порой их не замечаем. И мне интересно делать проект, не забывая об интеграции технологии, потому что это уже даже не тренд сейчас, а необходимость.
Например, мы используем искусственный интеллект в нашем спектакле, он создает отчасти звуки, музыку и видео в нашем спектакле, в целом формирует некий медиаландшафт спектакля.
Когда мы работаем с центром неврологии, мы узнали, что искусственный интеллект также используется при диагностике при работе с результатами МРТ.
Мне кажется, это круто и интересно провести параллель и здесь.
Последний вопрос: если человек совсем ничего не знает о спектакле и совсем не погружен в тему, как бы вы описали его суть?
Сейчас я попробую сформулировать в одно предложение. Спектакль-перформанс… Нет, давайте так: Жизнеутверждающий спектакль-перформанс, рассказывающий про болезнь Паркинсона посредством современного танца.
Беседовала Алёна Азаренко
Подробнее о проекте
COMMENTS ARE OFF THIS POST