Постановка, в основе которой лежит пьеса «Фрекен Жюли» и осмысление собственной истории актрисы про взаимоотношения с отцом. Сибирский камерный театр «13 трамвай» существует только третий сезон, однако его репертуар насыщен постановками по современным пьесам. Одна из них – как раз «Быть зиме».
Это спектакль-матрешка. Внутри героини фрекен Юлии, есть героиня–актриса Анастасия Костецкая и наоборот. У обеих героинь сложные, многогранные взаимоотношения с отцами. Их истории не переплетаются и, в общем-то, не кажутся похожими. Однако, тема осмысления влияния фигуры отца на всю дальнейшую жизнь женщины, на ее становление, поступки и, конечно, отношения является ведущей для всех героинь.
Сцены, основанные на материале пьесы складываются в нервное полотно. Актриса кричит, много и, кажется, хаотично двигается по сцене. Обрывки сцен нехотя и не сразу складываются в единое целое. Однако, благодаря этой истеричности и некоторой наигранности, сцены, в основе которых лежит личная история актрисы об очень непростых взаимоотношениях с отцом, рассказываемая здесь и сейчас перед зрителем, становится более камерной, интимной и трогающей.
Контраст текста пьесы и текста документального является цементом в спектакле. На этом противопоставлении историй – богатой жизни фрекен Юлии и обычной, если не сказать, совсем простой жизни актрисы, стоит главный конфликт. Что выбрать, куда свернуть в трудный момент, где взять силы – в негативной части истории, в темной стороне, или выйти на сторону света и созидания. Выбор зритель сделает сам, осмыслив увиденное и прожив собственную историю взаимоотношений с отцом, осознав масштаб его фигуры и ее значение в жизни.
Конечно, спектакль получился о женщинах, для женщин и сделанный женщинами. Документальные его части не могут не тронуть зрителя. Общее полотно постановки все же остается очень неровным и нервным, не дает всмотреться глубже в прошлое и настоящее героинь и свое собственное. Однако работа молодого театра заслуживает внимания и своего времени.
Текст Карина Чаплинская
NO COMMENT