READING

«Подлинная история фрекен Хильдур Бок, ровесницы в...

«Подлинная история фрекен Хильдур Бок, ровесницы века». Участник фестиваля SOLO

За каждым из нас из самого детства тянется череда неких образов, почти мифологических, так прочно укоренившихся в нашем сознании, что, столкнувшись в уже взрослом возрасте с их иной интерпретацией или с тем, что любимые фильмы и мультфильмы весьма вольно обошлись с первоисточниками, мы часть невольно сопротивляемся. Ну как это так, в сказке братьев Гримм нет никакого Трубадура и Принцессы, а Русалочка не вышла замуж за любимого?

Признайтесь честно, наверняка все наши представления о героях книг «Малыш и Карлсон» Астрид Линдгрен у нас сложились в детстве не из первоисточника, а из великолепного советского мультфильма. И уж точно нам не приходило в голову тогда, да и сейчас, раскладывать на молекулы феномен внутрисемейных взаимоотношений героев и задуматься, а откуда у малыша воображаемый друг, и где тут недосмотрели родители.

А вот драматург Олег Михайлов представил себе, какой могла бы быть история фрекен Бок, домоправительницы семейства, которую Малыш называет «домомучительницей» и написал пьесу «Подлинная история фрекен Хильдур Бок, ровесницы века», а режиссер Павел Зобнин и актриса Ольга Рябова воплотили ее образ в одноименной постановке на сцене Томского ТЮЗа.

Екатерина Большакова:

На родном городе спектакль играют на обычной сцене, в вот Боярские палаты, которые стали площадкой для спектакля в рамках фестиваля «Solo», позволили зрителю физически максимально приблизиться к героине, что для Ольги Рябовой по ее собственному признанию было необычно и волнительно. А сам персонаж, второстепенный и в книге, и в мультфильме, становится для нас максимально близким и понятным по ходу развития сюжета спектакля, совсем не детской истории тяжелой и не слишком наполненной земными радостями жизни женщины, пережившей всех родных людей, но в конце концов не утратившей острого желания жить дальше.

Перед нами предстает уже пожилая, с трудом передвигающаяся дама в скромном коричневом платье, которая, как представляется, дает телевидению интервью в скромных, даже казенных интерьерах своего жилища, скорее всего являющегося комнатой в доме престарелых.

О сложном детстве в глухой шведской деревне, о шрамах, полученных в 9 лет при крушении поезда – физических и душевных, ведь эта трагедия отняла у нее любимую сестру. О жестокой судьбе второй сестры, родившейся уже после катастрофы, и сложных отношениях с ней, о тяжелой наемной работе, в том числе сиделкой в психиатрической лечебнице. Она размышляет о том, почему у нее так и не появилось своих детей, и вспоминает всех малышей, чьей няней работала. И это грустные истории о душевных болезнях, недолюбленности, жестокости одноклассников, а совсем не радужные истории о приличных шведских детях, и не веселые сказки о мальчиках, разговаривающих с друзьями, летающими на пропеллерах. А история о Карлсоне в спектакле объясняется вполне понятно обычному взрослому зрителю, уже знакомому с азами детской психологии, и становится очень грустной.

Будучи уже дамой в годах наша героиня получает свою частичку счастья – встречает любимого человека и из фрекен превращается во фру Йенсен. И пусть в финале мы понимаем, что пережившая всех родных людей, она остается один на один со своими воспоминаниями, но внутренний огонь, который не позволял ей сдаваться на протяжении всей жизни, все еще горит в этой мужественной женщине и умирать ей совсем не хочется.

Ольга Шишорина:

Когда читаешь в названии словосочетание «фрекен Бок» не ждешь ничего иного как просто иного взгляда на знакомую с детства историю Малыша и Карлсона. Эти ожидания будут обмануты, ну почти. Драматург Олег Михайлов разворачивает перед нами не только жизнь одного человека, но и дает настоящий срез эпохи. Получается грустно, познавательно и немного жутко от осознания, чему подвергались люди.

Героиня Ольги Рябовой, фрекен Бок, будущая фру Йенсен, находится от нас на расстоянии вытянутой руки. Толи ты подглядываешь за обычной старостью в собственном дома, толи реально присутствуешь на съемках передачи или это дом престарелых? Поначалу вопросов куча. Да и сама фру немного пугает. Эта виртуозно переданная Ольгой немощь вызывает глубокое восхищение. Понемногу героиня меняется, оживает, вспоминая свою нелегкую, полную сложностей и ударов судьбы жизнь. Будто бы мы, тот зритель перед ней, наконец вызываем у нее доверие, и она раскрывает душу, уходя от баек к честным, болезненным рассказам. Самое большое зрительское потрясение, конечно, когда видишь уже Ольгу после спектакля и можешь полностью оценить это превращение.

«Подлинная история…» – очень грустный, но важный спектакль. Как-то иначе начинаешь смотреть на возраст, пытаешься отрефлексировать свое отношение к пожилым родственникам и знакомым. Потому что сколько бы тебе не было лет, в душе ты жив и хочешь жить дальше.