READING

«Папа»: Толстоганова, Шакуров и зазеркалье разума...

«Папа»: Толстоганова, Шакуров и зазеркалье разума

9 мая на сцену Современника вернулся спектакль «Папа»: в восстановленной постановке вместо Сергея Гармаша, ушедшего из театра осенью прошлого года, теперь в главной партии занят Сергей Шакуров. Сравнивать их, сразу скажу, мы не будем. Надо лишь только заметить, что, когда только стало известно, что Гармаш уходит из «Современника, была большая надежда, что спектакль продолжит свое существование. Так и случилось, и это самое главное.

«Папа» – это одна из частей трилогии Флориана Зеллера, на данный момент самая ее популярная. Премия Мольер, различные театральные номинации, куча постановок по миру, а сам драматург выступил в качестве режиссера и снял фильм с Энтони Хопкинсом, уже взявшим Оскар за эту роль. Это история дочери и отца, старения и слабости, рассказ о необходимости страшного выбора. После спектакля ты выходишь опустошенный, тяжелый, но это важный, обязательный разговор.

фото Даниил Примак

Виктория Толстоганова в этой роли играет будто на пределе своих возможностей: хрупкая, изящная женщина, она натянута как струна, грозящаяся вот-вот лопнуть. А если вам удастся взять билеты в первые ряды, просто посмотрите в ее глаза. Толстоганова – потрясающая драматическая актриса, и очень жаль, что так мало ее на театральной сцене.

Сергей Шакуров разворачивает роль постепенно: вначале его герой кажется больше капризным, требовательным стариком, чем больным человеком. Шакурову в будущем году исполнится восемьдесят, при этом подтянут, физически бодр и можно сказать в лучшей из возможных форм. И это добавляет остроты. Как и за Викторией, здесь очень важно следить за его лицом, жестами, за совершенно порой микрореакциями. Это блестящая, выматывающая роль, которая в будущем точно войдет в золотой фонд. Не Лир, конечно, но близко.

фото Даниил Примак

Художник Николай Симонов запирает Андрэ в тюрьме из зеркал. Мы вместе с ним путаемся в домах, в людях вокруг – угасающий разум блуждает среди этих перегородок. А коварные перегородки то сближаются, то, наоборот, разбегаются по сторонам. Для обычного человека не происходит ровным счетом ничего, а для Андрэ снова рушится привычный мир. А еще он постоянно теряет часы: эта потеря времени, четкости мыслей… Нам постоянно напоминают, каким собранным, пунктуальным он был раньше. Теперь же его циферблат сломан.

фото Даниил Примак

Этот спектакль невозможно не примерять на себя. Все мы уже достаточно взрослые люди, чтобы и поставить себя на место Анны, и убояться стать в старости как Андрэ. «Папа» поднимает все страхи на поверхность и при этом не дает ни ответов, ни подсказок. Он из разряда спектаклей, который очень важно посетить, отрефлексировать и постараться быть мягче друг к другу, пока это что-то еще дает обеим сторонам.

Билеты

Текст Ольга Шишорина