Зилов как архетип русского мужчины

В КЦ «Хитровка» независимый маленький театр «Чё» показал свою версию знаковой советской пьесы. Прошло больше 50 лет с момента, когда она была выпущена в свет, но театры продолжают разбираться в феномене Зилова.

Театр «Чё» делает это в изящно-кустарном виде. С одной стороны это маленькое уютно-интимное пространство, в котором много условностей и практическое отсутствие декораций. С другой стороны в нем довольно активно для такого пространства используется видеопроекция. В итоге визуальная составляющая выглядит стильно.

фото Александра Дёма

Постановка сделана в лоб — четко по тексту, тут не будет откровений нового прочтения, однако и скучно тоже не будет. Спектакль — тот самый «хорошист» в школе, который и не отличник-олимпиадник и не лодырь-троечник, его спокойно можно советовать к просмотру широкой аудитории как качественную добротную постановку. Для меня спорным стал момент постоянных песен, они как будто не всегда были к месту в канве сюжета и создавалось ощущение, что герои периодически внезапно оказываются на Грушинском фестивале бардовской песни. Хотя единственный аккомпанемент в виде чудесного аккордеона сидящего на протяжении всего спектакля музыканта — это та самая изюминка с виду простой постановки. На самом деле эта простота с одной стороны может не отозваться искушенному театралу, но с другой стороны — она обнажает текст, который вызывает много мыслей.

фото Александра Дёма

Образ Зилова сделан и сыгран отлично: это настолько мерзкий герой, что ловить себя на разнообразии гаммы чувств по отношению к нему очень интересно. Классический подход к его интерпретации говорит, что он, человек около 30 лет, столкнулся с кризисом, его ничто не трогает, поэтому он циничен и груб. Обычно его называют самым «живым» персонажем пьесы и типичным советским героем эпохи. Во время просмотра спектакля театра «Чё» я пришла к выводу, что Зилов мертв. Причем давно, если не изначально, и мы наблюдаем разложение трупа. Соглашусь с теми, кто сравнивает Зилова с героями Достостоевского и говорит об исключительной «русскости» героя. Невероятно грустно осознавать, что этот архетип не только не исчез за полвека существования пьесы, но и похоже никуда не денется вовсе. Это безвольный беспринципный человек, который не пытается работать над собой, а поддается всем соблазнам и беспрерывно ноет. Зилова, несмотря на множество его отвратительных черт, принято романтизировать и добавлять ему некоторую очаровательность «по умолчанию». Отчасти, это шлейф телеверсии с Зиловым – Олегом Далем.

фото Александра Дёма

Отмечу, что и в постановке «Чё», Зилов – это центральный невероятно харизматичный и притягательный образ – актер выкладывается на полную и игра на разрыв аорты оправдана. Однако, поймала себя на интересной мысли: представим, что Зилов – это женщина. Творящая все эти выходки, ищущая себя, ругающаяся со всеми вокруг, имеющая несколько любовников и пьющая как сапожник. Будет ли это так же «романтично»? Простительно ли ей будет такое поведение? Конечно нет! Еще и порицаться будет усиленно. Для меня именно эта постановка стала лакмусовой бумажкой того, что в нашем обществе хоть и есть изменения, но архетип русского мужчины Зилова еще слишком жив и не хочет сдаваться. Но сбить градус романтизации в наших силах, в том числе и благодаря таким постановкам.

Текст Карина Чаплинская


COMMENTS ARE OFF THIS POST