Лаборатория «Варвары» при Кафедре лабораторных исследований теории и техник театра под руководством Анатолия Васильева Московского Международного Университета представляет проект «Горький. Опыт», основная цель которого – изучение современного человека в традициях русского психологического театра.
Так заявляет сайт театра и с этим заявлением не поспоришь. Все крутится вокруг импровизаций и «будто» импровизаций актеров, взаимодействии с публикой и отсутствием барьеров. Опираясь на сюжет и текст, актеры допускают много вольностей и иногда явного озорства и провокаций по отношению друг к другу и зрителям. Наблюдать за этим крайне увлекательно, будто спектакль рождается прямо здесь и сейчас – в пробах и ошибках. Сюжеты – обоих частей спектакля замкнуты в любовные треугольники и даже многоугольники, жертвенность одних персонажей, уверенности в своих моральных и человеческих принципах других. Однако материал перетекает как ртуть от одного актера к другому, нигде не задерживаясь. Есть актеры-модераторы, которые держат на себе смысловую составляющую, однако получается все настолько естественно, что даже внезапное появление героев-провокаторов «из зала» воспринимается не как запланированный демарш, а как реакция публики.
Первая часть очень насыщенная, яркая, полна юмора и яркого, удалого пофигизма. Актеры хулиганят, публика хихикает, русский психологический театр неловко стоит в сторонке, оглядываясь лишь на костюмы и текст, закрывая глаза на ненормативную лексику и иногда уходящих зрителей.
Вторая часть с самого начала на контрасте с первой «просаживается», зрители скучают и недоумевают, как так получилось, что вторая актерская группа и постановка так нещадно скатываются в тот самый классический немного нафталиновый театр. И вот тут случается зрительский демарш. Конечно, это спланированный прием, но выглядит он настолько реалистично, что становится неловко, жалко актеров, стыдно за зрителя-выскочку (постоянные зрители Электротеатра конечно узнают в нем Павла Кравца), но он будто раскачивает эту лодку, дает ей толчок к развитию и в итоге монологи и диалоги становятся живыми, в актерах появляется жизнь и хорошая злость.
Наблюдать за всем происходящим крайне интересно и 5 часов спектакля, которые в какой-то момент кажутся чудовищно длинными, пролетают, а зритель остается со своими мыслями о судьбах современного русского театра и его психологичности.
Текст Карина Чаплинская
COMMENTS ARE OFF THIS POST