READING

Гроза в театре “Сатирикон”: трагически...

Гроза в театре “Сатирикон”: трагический балаган с современной повесткой

Сатирикон традиционно уходит на каникулы позже других театров и под занавес сезона отмечается премьерой. «Грозу» Островского поставил худрук театра Константин Райкин, назвав действие трагическим балаганом.

Сцена и зал ДК на Яузе окутан густым дымом, промокшие от бушующей за окном грозы люди забегают в зал и скорее занимают места. Действие начинается с танцевально-пластических сцен под живую музыку. Для Сатирикона это несвойственная история – музыканты, они же актеры театра, занятые в небольших ролях постановки, сидят здесь же, на сцене. Сцена – простая черная коробка, задник с зеркальным эффектом, из декораций – мобильные балетные станки и лавки. Они свободно перемещаются по сцене, создавая условные пространства – иногда комнат, иногда бульвара на берегу Волги, иногда беседки. Помимо прочего, они являются связующим звеном музыкально-хореографической части спектакля, которой отведена огромная роль. Классический балет, с пуантами и жесткими правилами, противопоставлен современному пластичному танцу и музыке. Костюмы сдержанные, стильные и незамысловатые, однако подходящие так или иначе каждому герою и подчеркивающие его черты.

Спектакль пронизан дыханием молодости. Почти все герои сыграны актерами, которые моложе своих прототипов и это лишь добавляет спектаклю шарма и красоты. Молодая и яркая Кабаниха по-шекспировски (как в «Ромео и Джульетте») учит своих совсем юных детей жизни. Хотя сама она еще не то, что не чувствует дыхание времени, в пороховницах еще достаточно пороху. Сцена, когда к ней приходит Дикой, пронизана чувственностью, их разговор, больше похожий на флирт, переходит в песню и танец, за которыми хочется наблюдать и наблюдать. Однако, будто одумавшись, они останавливаются и снова «запираются» в свои образы жестких и жестоких людей.

Катерина, Борис, Варвара и Тихон – совсем юные, их желание погулять и пожить свободной жизнью воспринимается очень закономерно, им сочувствуешь, трагедия их, каждого персонажа, абсолютно на поверхности, жаль каждого героя, которому очевидно не хватает ни любви, ни свободы, ни возможности прожить хоть один день без осуждения. Все они бегут, бегут от себя, бегут к другим людям, которые так же, как и они запутались и не могут стать опорой ни для себя, ни тем более для партнера.

Эта классическо-неклассическая постановка очень созвучна сегодняшней повестке относительно места женщины в обществе. Несмотря на то, что произведению Островского уже более 150 лет, горько становится от осознания того, насколько оно актуально. Феминистическая оптика дает понимание – Катерина не является и, наверное никогда и не являлась, тем самым «лучом света в темном царстве», о котором нам твердили в школе. Она – одна из миллионов женщин, жизнь которых предопределена с рождения. Нет никакого выбора, есть жесткие нормы общественного поведения, стигматизация свободы и воспевание страданий, как необходимого атрибута порядочной, но несчастной женщины. Катерина – скорее искра, чем луч. Ее жертва не откроет другим женщинам возможности, пока мизогиния старшего поколения женщин, которые сами страдали и велят страдать всем вокруг, не будет душить младшее поколение. Правде и свободе в таком обществе нет места. Хочешь сохранить себя – уходи в другой мир, в этом для тебя не найдется любви и поддержки. Молодая Катерина, как любой человек, просто хотела быть счастливой, но счастье как птица, а люди летать не научились.

Билеты

Текст Карина Чаплинская

Фото: Александр Иванишин

COMMENTS ARE OFF THIS POST