READING

«Война и мир» Римаса Туминаса. Мы ждали ее четыре ...

«Война и мир» Римаса Туминаса. Мы ждали ее четыре года

Отгремел премьерный блок «Войны и мира» в Театре Вахтангова: грандиозную по размерам постановку приурочили к юбилейной дате. Театр празднует столетний юбилей. Римас Туминас работал над спектаклем около четырех лет, примерно столько же его ждала театральная Москва. В интервью Туминас о «Войне и мире» говорит так: «Здесь такой же принцип театральной репетиции как в «Евгении Онегине»: берем тексты, изучаем, что возможно сыграть – репетируем, что невозможно – откладываем». В качестве основы использован не только сам роман, но и доступные инсценировки на его основе, которые были созданы еще при жизни Льва Николаевича. В итоге получилось пять часов, три акта: мир, начало войны и заканчивается все пленом Пьера.

«Любая война должна закончиться миром» – так определяют философию Туминаса его ученики. Здесь, кажется, наоборот, мир и честность – это война. Она снимает всю шелуху со светского, испорченного мира и выводит на поверхность человеческие ценности. Может быть из-за этого так сильно в эмоциональном восприятии разнятся части спектакля: первые два акта полностью противоречат финалу. Для любителей Толстого, для тех, кто дотошно знает роман и имеет свои взгляды на каждого из персонажей, текущая постановка может стать сюрпризом. Для кого-то приятным, для кого-то нет. Каждому герою здесь присвоена одна главная краска, именно она его определяет, она вывернута на все 300% и оттого порой объемные герои Толстого становятся немного плоскими. А самый признанно картонный персонаж романа князь Андрей так просто становится функцией. При этом все актерские работы точны до миллиметра и великолепны. Евгений Князев (он в пару с Виктором Сухоруковым) играет старого князя Болконского определенно сыграл одну из своих лучших ролей. Прекрасны как всегда Ирина Купченко и Андрей Ильин (граф и графиня Ростовы), и их взаимоотношения тут прямо любопытны. Людмила Максакова роскошна как всегда, но особенно олицетворяя собой весь московский пожар. И главное – Павел Попов. Он открылся с совершенно новой стороны: к его Пьеру нет никаких вопросов и с точки зрения трактовки, а найденные им походка и голос героя совершенно его преображают. И надо отметить, одна из лучших сцен части Мира — это, конечно, сватовство Пьера к Элен.

От красоты некоторых образов и идей захватывает дух. Первый бал Наташи, в котором она одна в белом платье вальсирует по абсолютной пустой, огромной сцене, и вдруг ее подхватывает в танце князь Андрей. И их несостоявшуюся жизнь кольцует сцена, где она уже в трауре и воинской шинели кружит неистово, оголтело, пытаясь вытряхнуть из себя эту боль потери. Или же все Бородинское сражение глазами одного Николая Ростова, маленькой фигуры отбивающейся штыком от невидимого врага. Или пастораль жизни дома Ростовых, как-то неуловимо отсылающая к Туминасовскому «Онегину». И здесь же сцены, которые совершенно выбиваются из эмоционального и более того, из эстетического ряда. Простите, но если драку Наташи с Соней еще можно пережить и принять, то петтинг в сцене «Борис, поцелуйте куклу» или же избиение Курагиными старого князя после отказа княжны Марьи за гранью и совсем выбивают из колеи. Хотя если верить очень любопытной стенограмме репетиций, таков юмор режиссера. Или же образ Анатоля, в котором за метросексуалом и откровенным слабаком, сложно увидеть хоть что-то позволяющее влюбиться в него хоть кому-то. А вот оммаж Миронову в «Брильянтовой руке» забавен. При этом повторюсь, Владимир Логвинов, единственный исполнитель этой роли, выполняет все поставленные ему режиссером задачи на ура. В общем, много неразрешенных вопросов.

Как часто бывает в спектаклях Туминаса тут тоже есть некие сквозные персонажи-духи действия. Здесь ими стали Ушелец, чтобы это ни значило, и старшая дочь Ростовых Вера, про которую обычно все всегда забывают, а здесь подобно Чеховским Машам вечно в черном и вечно в мерехлюндии она скользит из сцены в сцену.

Про Стену, придуманную сценографом Адомасом Яцовскисом, не написал только ленивый. И да, вслед за придуманным им же Колесом судьбы в «Царе Эдипе» этот образ также войдет в анналы. Минималистичность сцены, почти полное отсутствие предметов и прекрасные, но тоже нарочито простые костюмы Марии Даниловой – все это однозначно победа художников, работавших над спектаклем.

В «Войне и мире» очень много составов, и до просмотра очень хотелось собрать все эти паззлы. Ибо если изучить распределение ролей, то у каждого из героев есть несколько таких сцен, где прямо важно увидеть всех, ибо это будут абсолютно разные персонажи даже в условиях жестких режиссерских рамок. Но именно из-за этих рамок и трактований уговорить себя повторно на эти пять часов пока сложно.

Билеты

Текст Ольга Шишорина