Рулентенбургъ – выдуманный город Федора Михайловича Достоевского, выведенный им в романе «Игрок», который считается самой его автобиографической работой. Именно название города вывели в заглавие и создатели спектакля, с недавнего времени поселившегося в здании ШДИ. Рулетенбургъ азартен, жесток, он шокирует и не бережет своих постояльцев.
Пространство зала ШДИ очень способствует погружению: здесь легко можно было бы поставить и город, но художник Ольга Левенок подошла к вопросу изящнее. Сцена почти аскетична, этакий трансформер, из которого можно построить и красивый вид, и прогулочную зону у вод, и саму госпожу рулетку. Немного медитативные, черно-белые видеопроекции будто утягивают в себя: падают в пучину страстей герои, следом за ними в наблюдении летит и зритель.
Все карикатурно и эпатажно. Потрясающие, вычурные костюмы, буквально высмеивающие и сам этот порхающий как мотыльки светский мир на водах, и Россию прошлого в лице отказывающейся умирать богатой барыни Антониды Васильевны. Охотницы за состоянием в туниках с принтами античных статуй, лорд-англичанин в жилетке с Биг-Беном, а рыжие баки и огромные эполеты генерала наравне с его утрированным поведением не оставляют никакого шанса его герою на успех. Это наш собственный МЕТ Gala в миниатюре.
Артисты сознательно играют на публику. Поначалу это кажется временной недоработкой, ведь спектакль только начинает свой путь, но потом начинаешь видеть в этом идею. Этакий Пурим или святочные гулянья, где все вывернуто наизнанку, возведено в куб и не пытается быть нормальным. Очень интересно наблюдать за этим «цирком» в сравнении с другими произведениями Достоевского. Вот бабка-барыня – это прямая родственница Рогожина, здесь это особенно подчеркнуто. Анна Кузминская в этой роли роскошна и периодически крадет у коллег спектакль.
Режиссер спектакля Евгения Тодорова делит его условно на три части: это некая Дантовская комедия наоборот. В части ада действие из заявленных 16+ порой тянет на все 21+, и в целом созависимые отношения героев начинают напоминать легкий бдсм. Ритм спектакля при этом неровный: первый акт, очень медленный, сменяет стремительный вихрь в виде второго, третий при всей своей скорости падения тоже затянут. Возможно, это аллюзия с американскими горками, но после бурного второго терять темп ну совсем не хочется.
Кажется, что можно в «Рулетенбургъ» отправить и молодежь, порядком уставшую от классики и ее трактовок. Сочинения по итогам, которое устроит учителей, они не напишут, родители будут шокированы парой-тройкой сцен определенно, но, думается, что сами юные театралы порядком посмеются и оценят ироничность подхода.
Текст Ольга Шишорина
NO COMMENT