READING

По мотивам «В окопах Сталинграда»: вереница ушедши...

По мотивам «В окопах Сталинграда»: вереница ушедших на сцене МХТ им. Чехова

«В окопах Сталинграда» как и многие другие спектакли к 75-летию Победы должен был появиться год назад, но пандемия растянула парад премьер на год. Говорят, ожидание в год повлияло на спектакль, и за четыре дня до премьеры он был пересобран.

В инсценировке Сергея Женовача «В окопах Сталинграда» из линейного повествования превратился в монологи. Лейтенант Юрий Керженцов (Артем Быстров) из непосредственного героя всех событий становится некой призмой, через которую отражаются его сослуживцы и встреченные на войне товарищи. Одним за другим они поднимаются, рассказывая свои истории, крупными штрихами рисуется портрет каждого. Из спектакля убрана вся часть перед непосредственными боями на Мамаевом Кургане, нет лучшего друга Игоря, к которому вечно обращался в мыслях Керженцов, и, кажется, что зритель, не читавший повесть Некрасова не всех поворотов сюжета и, как минимум, не поймет кто хотя бы выжил в этой страшной битве. Поэтому будущему зрителю мы в любом случае рекомендуем прочитать или освежить в памяти повесть, а спектакль назовем постановкой по мотивам.

фото: А. Иванишин

Первые минуты неожиданны: знаковый занавес МХТ прострелен и разорван, рушатся один за одним софиты и колосники, сцена неминуемо превращается в руины. Страшный звук бомбежки сотрясает зал, и это самое быстрое погружение в атмосферу, которое можно только придумать. Один за другим вслед за Юрием Керженцовым появляются бойцы: они с ним словно разделены сценой. Стол, за которым сидят павшие и живые, и обособленный повествователь. Он живой, они павшие? Но так ли это?

«В окопах Сталинграда» занята добрая часть мужской части труппы: здесь почти вся молодежь театра, школа-студия и народный артист РФ Сергей Сосновский. Именно его герою, капитану Сумарокову, с которым Керженцов знакомится в госпитале, принадлежат главные слова спектакля. Остальным же героям, почти всем, нет еще двадцати пяти-двадцати шести лет. Так и пробегают в голове слова заглавной песни из кинофильма «Офицеры».

фото: А. Иванишин

Самая сильная часть постановки – это, конечно, артисты. У каждого совершенно разное количество сценического времени: кто-то имеет возможность полноценно рассказать о своем герое, у кого-то лишь пара фраз, – но каждый образ очерчен и выверен. Они живые. Отдельно хочется отметить Артема Волобуева и его мелковатого душой, но очень смешно показанного капитана Астафьева. Это пять светлых и добрых минут спектакля.

Запоминается и работа по звуку Григория Гоберника: музыка здесь ненавязчива, но ее присутствие словно становится дополнительной скрепой для происходящего на сцене.

Неожиданно короткий разговор о войне (не более полутора часов), живая ель и вера в будущее несмотря ни на что. Это очень добротная, искренняя работа, но свою часть подготовки нужно совершить и зрителю.

фото: А. Иванишин

P.S. Всякий разговор о войне требует тишины и уважения. «В окопах Сталинграда» – спектакль, которому она необходима. Специально приглушенная громкость голосов, их проникновенность и неизбывная боль совершенно не выдерживают наплевательского отношения зрителей. Дорогие зрители, не забывайте выключать свои телефоны.

Билеты

Текст Ольга Шишорина