READING

Премьера пьесы «Горка» Театре на Таганке: вот кто-...

Премьера пьесы «Горка» Театре на Таганке: вот кто-то с горочки спустился!

В Театре на Таганке снова премьера, теперь на основной сцене. Данил Чащин поставил впервые в Москве современную пьесу «Горка» Алексея Житковского. Материал новый, однако постановка выдержана скорее в классическом ключе и рассчитана на широкий круг зрителей. Если бы не пара эпизодов с ненормативной лексикой, можно было бы рекомендовать спектакль для семейного просмотра, но все-таки спектакль для взрослых на стыке драмы и комедии.

Воспитательница детского сада Настя живет обычной жизнью: берет работу на дом, переписывается с родителями детей в мессенджерах, готовится к новогоднему утреннику, боится начальство, строит отношения с любимым человеком, мечтает и видит сны. Из этих аспектов жизни складывается ее ежедневная рутина, временами напоминающая подвиг. Как не разозлиться на детей, уделить внимание личной жизни, добиться того, чтобы тебя слушали и слышали не только дети, но и взрослые. Сюжет выстроен незамысловато, но при этом до боли узнаваемо. Актуален он не только во времени, но и в пространстве – в любом городе России дети ходят в детский сад, а воспитательницы должны организовать родителей и построить горку, чтобы не потерять работу.

Спектакль сделан в яркой клиповой стилистике. Сцены сменяют одна другую, нарочито яркие костюмы, карикатурность персонажей, громкая и бодрая музыка, врезки видео – режиссер использует все свои любимые приемы, смешивая их в разных пропорциях. Несмотря на молодость, Чащин работает в классической манере, погружаясь с актерами в разбор персонажей и давая довольно однозначные, пусть и выписанные полутонами, трактовки. Тем не менее, при всех внешних атрибутах капустника, замешанного на прямолинейных и, порой, слишком «в лоб» сделанных шутках, спектакль заслуженно претендует на глубину. Отчасти глубина заложена в тексте, который без обиняков рассказывает о простых, «маленьких» людях, наших соотечественниках. В то же время эта простота дает зрителю возможность, посмеявшись над обыденностью, взглянуть и внутрь себя, разобравшись, что же в этой истории так цепляет.

Главную роль в спектакле играет Юлия Куварзина. Актриса обладает яркой внешностью и очень узнаваемой манерой актерского существования, известной зрителям по сериалам, в которых она снималась. Являясь в какой-то степени заложницей своего образа, Куварзина тут невероятно к месту. Благодаря столь точному попаданию и незамысловатой игре, так похожей на простую жизнь, героине получается поверить с первых минут ее появления на сцене. Собственно, на ее персонаже и держится вся пьеса, так что выбор актрисы тут действительно важен и является главным залогом успеха. Все второстепенные персонажи у Чащина карикатурны и не совсем похожи на людей: воспитательница Оля – собирательный образ всех нянечек, бабушек у подъезда и прочих сердобольных женщин; медсестра несколько монструозна; музыкальный работник – экзальтирована; молодой человек – прост как 3 копейки; начальница –– просто зверь. Все узнаваемы и смешны, у зрителей находит отклик каждый персонаж. Впрочем, хочется остановиться на образе начальницы, который получился собирательным и для Театра на Таганке самоироничным: Зульфию Фаридовну играет Никита Лучихин, а когда в кабинет к директору вызывают по громкой связи – зрители слышат голос директора театра Ирины Апексимовой.

Спектакль «Горка» не станет откровением для искушенного зрителя. Однако провести вечер в театре как на одном дыхании, посмеяться и даже всплакнуть, удивившись тому, что герои современных драматургов и режиссеров живут среди нас, а в каждой жизни есть место подвигу, человечности и любви, – более чем отличная альтернатива очередному вечеру дома.

Билеты

Текст Карина Чаплинская

фотографии предоставлены пресс-службой