READING

«Девушка и смерть» или момент невесомости… в...

«Девушка и смерть» или момент невесомости… в Москве

Новая работа Алисы Хазановой добралась, наконец, до Москвы. Последние дни жизни актрисы Валентины Караваевой обрели форму мультимедийного спектакля, режиссером которого, пожалуй, сложно представить кого-то иного, чем Максим Диденко. Премьера постановки «Девушка и смерть» состоялась в ноябре 2018 года в Лондоне, московская публика сможет ее увидеть уже совсем скоро в Театральном центре на Страстном. Почему стоит смотреть 2-4 июня историю Валентины Караваевой разбираемся вместе с Алисой Хазановой.

Расскажите, пожалуйста, о спектакле. Почему эта история Вас зацепила?

Первым человеком, который рассказал мне историю Валентины Караваевой, был мой друг Георгий Джапаридзе. Именно он прислал мне ссылку на фильм Параджанова «Я-Чайка», который был снят про Караваеву в 2000-м году.

Я была на самом деле потрясена, и меня очень удивило, что я о ней никогда не слышала. А буквально через две недели я встретилась с Александриной Маркво, театральным продюсером, которая давно живет и работает в Лондоне. Мы долго обсуждали возможный спектакль в Лондоне, Саша привела свою подругу драматурга и писателя Анну Рулеву, которая дала сразу несколько идей для спектакля, среди них была история Караваевой. И я выхватила ее, поскольку узнала о ней меньше месяца назад и все еще находилась под впечатлением. Получается, что Караваева как-то пришла в мою жизнь сразу с разных полюсов.

Вам близка история Валентины Караваевой?

Тут, наверное, нужно выбрать определенный ракурс для ответа на этот вопрос.

Когда ты выбираешь актерскую профессию, это всегда требует терпения, выдержки, а главное – в этой профессии всегда слишком много моментов ожидания, когда ты ждешь, что тебя увидят, поймут, заметят.

Мне кажется, каждый артист хотя бы раз в своей жизни попадает в ситуацию, когда ты задаешь себе вопрос «А готов ли я идти дальше, готов ли я терпеть и ждать того самого откровения, момента, когда звезды сойдутся. И какую часть жизни я посвящаю своей профессии, где в этом я сам и насколько я готов раствориться в своем деле».

Караваевой очень многие вещи были даны сразу: в детстве она написала письмо Сталину с просьбой взять ее на учебу в Мосфильм и получила приглашение, отучилась в актерской школе Мосфильма и в 20 лет сыграла в фильме своего учителя, великого Юрия Райзмана «Машенька», а в 21 год стала самым молодым лауреатом Сталинской премии за эту роль. А вот потом ей пришлось очень долго, упорно и иступленно ждать, по сути неизвестно чего. Потому что сразу после этого взлета она попадает в автокатастрофу, которая уродует ее лицо. Но при всем этом она не потеряла какой-то невероятной преданности своему пути, своей профессии на протяжении всей своей жизни.

Как быстро идея трансформировалась в театральный проект и чьими силами в спектакль?

С тех пор, как история Валентины Караваевой пришла в нашу жизнь, идея стала воплощаться в жизнь действительно очень стремительно. Саша Маркво предложила поработать с Максимом Диденко, его тоже как-то особенно тронула история Караваевой, и довольно быстро собралась сплоченная команда единомышленников: драматург Валерий Печейкин, который написал пьесу, художник Галя Солодовникова, с которой и Максим, и я, конечно, работали не раз. Очень важный член команды видеохудожник Олег Михайлов, на видео у нас построен весь спектакль. И когда уже стало понятно, что пьеса Валеры Печейкина не на одного человека, а на двоих, Максим позвал Лешу Розина, моего невероятного партнера по сцене, с которым я абсолютно счастлива работать.

фото Ирина Полярная

Как насчет зрителя. Нужно ли ему готовиться к просмотру, и если да, то как?

Конечно, очень здорово, когда зритель приходит со знанием истории судьбы Валентины Караваевой. Тем более, что сама история уже вызывает сильные чувства, пока я не видела ни одного человека, который бы остался равнодушным, просто услышав рассказ о жизни Караваевой.

Но даже если зритель совершенно не подготовлен, мне кажется, он может подключиться на эмоциональном уровне. И таких зрителей я знаю. Потому что мы пытались выйти на какой-то общечеловеческий уровень, основываясь на истории отдельно взятого человека. Мне кажется, что по сути мы сделали спектакль про момент, когда человек находится между жизнью и смертью, про момент пустоты, невесомости, момент отчаяния.

Ну и потом ты не можешь ожидать, что понравишься всем и каждому, это нормально. Тем более с такой темой.

В спектакле нас ждет много спецэффектов. Когда Вы внутри спектакля – все это помогает Вам или больше зрителю?

Я бы не называла происхоящее в спектакле спецэффектами. Это мультижанровый спектакль, довольно распространенная история. Московского зрителя особо этим не удивишь. Есть два актера, много пластики, текста, но при этом очень много построено на видео. Это тот способ, который Максим Диденко выбрал как наиболее точный, чтобы рассказать историю. Так что я не расцениваю видео как спецэффект, я расцениваю это как способ изложения.

Вы выпустили с командой премьеру  в Лондоне. Почему вначале именно там?

Такова была задача продюсера Александрины Маркво: показать лондонской публике российский современный театр. Ну и в конце концов, это запараллелилось и с самой историей Караваевой, ведь она вышла замуж за английского дипломата, которого встретила на одном из приемов, и имигрировала в Лондон. Правда, потом вернулась в Россию, потому что хотела все равно заниматься актерской профессией.

Какой он зритель столицы туманного Альбиона?

Нас очень тепло приняли в Лондоне. Да, это была в основном русскоязычная публика, эмигранты, было очень много «насмотренных» людей, которые явно часто ходят в театр, но были и абсолютно светские персонажи, которые потом признавались, что спектакль стал для них довольно сильным эмоциональным впечатлением.

фото Ирина Полярная

Тема смерти для любого человека сопряжена с разными страхами. А тема «смерти карьеры» для Актрисы – один из самых больших страхов, пожалуй.

Я не боюсь приближаться к теме смерти в творчестве. Я знаю, что многие артисты этого избегают. Это нелегко, потому что не всегда хочется в принципе смотреть в ту сторону, а уж тем более погружаться в это или пропускать через себя. Но с другой стороны, иногда ощущение того, что мы все смертны, очень помогает жить и проживать каждый день с большей радостью, потому что каждый день оказывается очень ценным. Это то, что и делает нас людьми и напоминает о нашей хрупкости и человечности. У меня так получилось, что незадолго до начала репетиций уходил из жизни мой родственник, и на тот момент мне особо была близка эта тема. Я наблюдала все стадии приближения к смерти рядом с родным человеком. Очень тяжелый опыт, но я постаралась его переместить в общечеловеческий контекст уже на репетициях.

Увидим ли мы страхи Алисы Хазановой в спектакле или это исключительно страхи Валентины Караваевой?

На время спектакля страхи автоматически становятся моими страхами. Так что я бы не делала разделения. Но если говорить обо мне, то мой самый главный страх – это находиться в состоянии страха. Я не люблю это состояние и всегда стараюсь найти в себе силы вытащить себя из него. Ну или, например, я боюсь лягушек. Но лягушек в спектакле не будет, так что все в порядке.

 

Расскажите о ваших планах. Где мы сможем увидеть Алису Хазанову в ближайшее время?

Совсем недавно прошла премьера фильма «Юморист» Михаила Идова, где моим партнером был прекрасный актер Алексей Агранович. А сейчас на экраны выходит «Гроза» Григория Константинопольского, где у меня маленькая, но очень уж необычная для меня роль депутата, я сама себя еле узнала на экране!

А в июле в Электротеатре Станиславский закрываю театральный сезон любимым спектаклем «Сияние» Филиппа Григорьяна по песням «Гражданской обороны». Судьба у спектакля очень интересная получилась. Мы выпустили его еще в 2015 году в Chateau De Fantomas. Потом площадку закрыли, но мечта возродить очень уж важный для нас всех спектакль долго жила и, наконец, нашла воплощение в октябре 2018 года. Фестиваль TERRITORIЯ предложил нам возродить его на сцене Электротеатра и очень помог нам в этом. Сразу после показа на TERRITORIЯ Электротеатр решил взять «Сияние» в репертуар, и я счастлива, что 11 и 12 июля мне снова петь песни Егора Летова в невероятной аранжировке моего любимого композитора и друга Игоря Вдовина (композитор фильмов «Богиня: как я полюбила», «Русалка», «Последняя сказка Риты» и т.д. – прим. ред.). Для меня этот спектакль стал особым открытием Летова как настоящего большого поэта. И каждый раз я выхожу на сцену с надеждой, что и зрители откроют его для себя с другой стороны.

Билеты

фотографии: Евгения Басырова, Ирина Полярная