READING

МАМА в ЦДР: «Я жива – пока ты жива …»...

МАМА в ЦДР: «Я жива – пока ты жива …»

В центре драматургии и режиссуры состоялась премьера спектакля «Мама» по пьесе Аси Волошиной в постановке Владимира Панкова. Ася Волошина – один из самых заметных драматургов сегодняшнего поколения. Пронизывающие тексты, трагическое мироощущение пьес привлекают многих режиссеров. В этот раз пьеса «Мама» завладела вниманием Владимира Панкова, одного из самых ярких театральных режиссеров, легко меняющего жанры, соединяя вместе музыку, текст и пластику. Спектакль «Мама» – тот случай, когда на важным становится именно текст и поиск себя в этом тексте.

 

Белые декорации. Актёры в белом. Белый цвет словно цвет невинности и прощения. Слышится звук фотоаппарата. На экране появляется черно-белое семейное фото на память словно на подшивку к папке “Дело №…”. На сцене четыре образа: девушка Ольга, маленькая девочка Оля, бабушка (диссидент и патриот одновременно) и мама Настя. Прерывистые, редкие диалоги, постоянный монолог от лица девушки, пережившей смерть матери в детстве, психологические травмы, разочарование в мужчинах в молодости производят сильное впечатление.

В основе сюжета – история взросления девушки. В один день своего рождения она получает от бабушки письма мамы. Они написаны незадолго до смерти матери, по одному письму на каждый день рождения Оли. Содержание писем особо не раскрывается, но по настроению героини можно сразу понять ее чувства и переживания.

Интересно, что с появлением коробки с письмами спектакль начинает быть математически выверенным. Коробку Оля получает, когда ей исполняется семь лет, потому что «уже пора». В семь лет читается еще два письма за пятый и шестой дни рождения. Последнее письмо начинается со строк: «…вот и тебе исполнилось двадцать восемь…» и заканчивается фразой, которая остается висеть в воздухе: «Если у тебя будет дочка, назови её Настей…». Перед зрителями проносится жизнь между письмами.

Спектакль Владимира Панкова сделан в стиле Soundrama (Владимир Панков является создателем одноименной студии – прим.), когда текст отражается в музыке и пластике, а музыка становится текстом. Ты начинаешь не смотреть, а слушать. Параллельно ведётся съемка всего происходящего подобно тем видео-сюжетам, которые обычно снимают родители, чтобы запечатлеть счастливые моменты детства ребёнка. Время от времени камера переключается на зрителей, что создает эффект присутствия. Не покидает ощущение, что смотришь документальное кино. Спектакль, как и сама пьеса, выглядит как стилизация под Театр.doc. От этого уровень достоверности увиденного и услышанного растет в геометрической прогрессии. В какой-то момент обращаешь внимание на повисшую тишину в зале, чувствуется напряжение и наэлектризованность. Мотив полного одиночества метафорой проходит через весь спектакль.

В пьесе очень много боли, и практически вся боль сосредоточена в одной девушке. Эта боль перетекает в музыку, создавая полифонию голосов остальных героинь. Перед зрителем предстает целый калейдоскоп историй как осколков. Встречи как вспышки. Второстепенные герои пьесы, которые появляются и исчезают, одеты в чёрное, на контрасте с главными женскими образами в белом. Музыка как вспышка. Текст пьесы гармонично перетекает в тексты песен групп «Бумбокс» и «Крематорий».

Всё действие на сцене словно своеобразный аутотренинг, после которого ты обязательно берешь паузу и остаешься один со своими мыслями. Ты чувствуешь, как твое сердце начинает биться в такт музыки, размывается грань между сценой и зрительным залом, и кажется, что уже ты сам герой этого спектакля. Ты вместе со всеми учишься неравнодушию к чужой боли.

Пьеса «Мама» – это о чем-то большем, чем просто о связи поколений. Каждый увидит что-то знакомое в героях. Встретится со своими страхами и переживаниями. Я лично увидела себя в маленькой кудрявой девочке, маленькой Оле, которая всё повторяла смеясь, наряжая ёлку: «Хочу, чтобы Оля была счастливой; хочу, чтобы Оля была счастливой!». На протяжении всего спектакля я мысленно перелистывала свой альбом с черно-белыми детскими фотографиями. Пьеса «Мама» – это определенно о чем-то большем, что нельзя объяснить словами. Когда ты просто хочешь помолчать.

 

Текст Светлана Ковалева

————————————————————————————————–

Мама — особое слово. Оно вызывает чувство нежности при воспоминаниях. Оно обволакивает тебя заботой и теплом. Оно возвращает к тому важному человеку твоей жизни.
Мама может быть рядом. Продолжает любить и заботиться, несмотря на то, сколько тебе лет: пять, десять, тридцать…
Но что если ее нет? Как же все-таки сложно без нее.
Но ты продолжаешь ощущать ее. Ее заботу и доброту, тепло и нежность.

Размышления на эту тему можно наблюдать в спектакле «Мама», который поставил художественный руководитель Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) Владимир Панков. Автором произведения является Ася Волошина. Её творения известны и приняты читателями, зрителями не только в России. И после рассказа, увиденного на сцене, ты понимаешь почему.

На протяжении 2-х часов на сцене можно увидеть историю взросления девушки Оли, потерявшей свою мать в раннем возрасте. Четыре героини, четыре образа: девочка, девушка, женщина и бабушка воплощают историю главной героини. Мама Оли Настя уходит. Уходит от рака в свои 28 лет. Оле пять лет. За полгода, проведенных в больнице, мама пишет дочери письма. И Оля будет получать их на день рождения после ее ухода. В год по письму. Как проживает это Оля? Вот это зритель сможет понять, наблюдая за действиями пьесы.
Первые три письма девочка Оля получит в 7 лет. Так решила ее бабушка. Именно к этому времени, по мнению бабушки, Оля будет способна научится читать и нормально соображать. И прочитает сразу три письма.

Первое письмо — это и не письмо вовсе. Это рисунок. Рисунок, где улыбающаяся фигура девочки идет по улице, держа за руку другую фигуру — свою маму. Бесцветную, прозрачную, но такую близкую и похожую на маленькую Олю. Только взрослее. Оля не соглашается на бесцветную версию, и раскрашивает, наполняя её жизнью через краски. В это верит Оля. Потому что мама должна БЫТЬ.

Должна быть рядом при трудностях.
Должна быть рядом при первом опыте любви.
Должна быть рядом, когда Оле нужна помощь разобраться с такими странными чувствами к Веронике.
Должна быть!
Но ее нет.

Рассказ о событиях в жизни Оли каждый раз становится откровением и приобретает особый смысл. И эти письма мамы… Как вовремя! Как точно!
Взрослеющая Оля рассуждает о событиях и людях, понятиях и категориях, происходящих с ней.


Последнее письмо от мамы Насти Оле предназначено на ее 28-летие. И цифра не случайна. Все символично. Ведь даже в последнем монологе мамы в конце спектакля звучать слова: «Мы все продолжаемся в детях. Пока ты живешь, я живу!»
Главными в спектакле являются темы материнства, преемственности поколений, поиска любви, своего места в жизни.

В постановке ЦДР «Мама» участвуют как профессиональные актеры — Елена Яковлева, Анастасия Сычева и Людмила Гаврилова, так и музыканты — Яна Чекина, Виктор Маминов, Алексей Потапов. Роль девочки Оли исполняют в разных составах Николь Плиева и Майя Бурыгина. И они со своей ролью справляются замечательно. А как проживает свою роль взрослеющей героини Анастасия Сычева! Воплощение образа на разрыв аорты. Эмоционально, мощно, жизненно. Елена Яковлева — тот самый образ мамы! Заботливой и терпеливой, переживающей и вдохновляющей…

Повествование гармонично дополняет музыка и сценография, передаваемые в характерном стиле soundrama.


Визуальный ряд поддерживается видео-проекцией на больших экранах с нестандартных ракурсов героинь. Их эмоции, речь, пластика. И зрителю доступны вся многогранность их образов и реакций. Драматичность истории продолжается в музыке, ритме, речи. Превращает монологи героини в многоголосье четырех образов.

Отдельно стоит отметить музыкальное сопровождение спектакля. Здесь очень гармонично сочетается живая музыка, новые технологии и музыка человеческого голоса. Звуки электронной гитары, и фортепиано, и виолончели, помогают отразить различные события и грани внутреннего мира.

 

Текст Вера Рязанцева

фото Марина Истомина