READING

TheatreHD: «Отелло» Globe – троекратная леге...

TheatreHD: «Отелло» Globe – троекратная легенда

В рамках проекта TheatreHD и Globe on screen на экранах московских кинотеатров этим летом и осенью проводятся показы британских спектаклей. Одним из них стал шекспировский «Отелло» в постановке легендарного лондонского театра «Глобус», созданного более 400 лет назад при активном участии самого Шекспира, – того самого театра, где в 1604 году впервые состоялась премьера «Отелло».

Режиссеру Уилсону Миламу удалось создать, пожалуй, самый английский и самый классический во всех смыслах спектакль, при этом чрезвычайно выразительный, оригинальный и от первой до последней минуты наполненный напряжением и неподдельными эмоциями. Секрет успеха, казалось бы, очевиден, но не прост в исполнении: взять одну из самых выдающихся трагедий самого известного английского писателя, взять классический текст без изменений и поставить произведение на сцене легендарного, одного из старейших лондонских театров с привлечением талантливейших британских актеров. Создать еще одну костюмированную по театральным канонам шекспировской эпохи на благодатной литературной почве. Но в случае с Globe не только место, лица и пьеса имеют значение для успеха.

В таинство Театра зрители погружаются даже в кино: они слышат известный еще со времен школы текст шекспировской трагедии, они наблюдают за происходящим с разных камер – из партера, поверх голов стоячей публики, из арьерсцены, они смотрят на других зрителей в зале, на актеров и в голове то и дело взрываются мысли «Да это же тот самый Отелло, каким я всегда его представлял! Вот именно с такими жестами, мимикой и даже вот именно в таком костюме!», «Вот таким именно подлецом и предателем Яго мне всегда и рисовался!».

Отелло Имонна Уолкера, Яго Тима МакИннерни, Дездемона Зои Таппер будто сошли с иллюстраций в знакомой книге и стали хорошими знакомыми, которых мы именно такими себе всегда и представляли. Но в чем тогда магия и очарование «Отелло» Globe? – герои и все без исключения сюжетные линии и взаимоотношения актеров прорисованы просто с ювелирной точностью, они невероятно глубоки и многогранны; в этой постановке нет недосказанностей, оборванных линий, незавершенных или только обозначенных дуэтов. Благодаря скрупулезной работе с текстом и воссозданию в мельчайших деталях ренессансных костюмов, портретов героев, их жестов, мимики, а также не без помощи живой музыки в исполнении инструментального ансамбля (на инструментах и в духе шекспировской эпохи) – всей команде спектакля удалось сотворить поистине выдающуюся постановку, которую каждый зритель будто проживает здесь, рядом с кем-то из героев на сцене.

Нельзя также не сказать про саму сцену и зал «Глобуса», которые благодаря особой конструкции, расположению и свету даже кинозрителю обеспечивают эффект присутствия все 190 минут действия, что уж говорить о стоячем партере и нависающих балконах. Всё это обрекает зрителей на ощущения как будто от первого прочтения – напряженно ожидать каждую новую сцену, снова быть свидетелем зарождения и реализации плана Яго, прорастания подозрений, укрепления и расцвета ревности Отелло, ужасаться несправедливости и кошмарному стечению обстоятельств, с боязнью ждать развязки и финала.

Отелло в «Глобусе» поистине яростен, страстен, одновременно доверчив (к Яго) и подозрителен (чем дальше, тем шире круг лиц, начиная с Дездемоны и Кассио), ослеплен жаждой мести и породившей ее ревностью, он – раб и заложник любви в самом полном смысле этого слова. Яго Тима МакИннерни инфернально коварен, мстителен, непристойно лжив и порочен. Чего только стоит его мимика: за секунду радушие и широкая улыбка сменяются дьявольски холодным и расчетливым выражением лица. Дездемона Зои Таппер – знаменосец любви, безграничной преданности и смирения, в то же время ее героиня – образец смелости и рассудительности, располагающий к себе с первых минут появления на сцене. Кассио Ника Барбера – знающий себе цену преданный соратник Отелло, но при этом его образ лишен идеализации: разлад с Отелло и виток последующих взаимоотношений с ним, Яго и Дездемоной начались из-за проявления слабости и последующей вспышки гнева.

Иными словами, «Отелло» Globe – это троекратно легендарная постановка, вынесенная на плечах сильнейшей команды актеров, каждый из которых буквально проживает – делом, словом и нервом- свою роль; это спектакль, безусловно выдающийся среди множества постановок «Отелло», которые существовали и появляются в репертуарах театров разных стран с завидной регулярностью, это своего рода театральный эталон, равно ценный для театрального мира в целом, так и для зрителей как представление и опыт в частности.

 

Текст Алена Азаренко

фото: TheatreHD

Информация о билетах