Ромео и Джульетта по-болгарски

23 августа в театре «Мост» театральная лаборатория «Alma Alter» представила московской публике своё видение нетленной истории любви «Ромео и Джульетты» в рамках VI Московского международного фестиваля университетских и молодежных театров. В программе этого года помимо российских театров были представители Белоруссии, Латвии, Болгарии и даже Филиппин.

Театр национального Софийского университета в Болгарии был первоначально основан в 1968 году и позже был закрыт по идеологическим соображениям. Спустя 30 лет, в 2000 году, основатель и директор Николай Георгиев, который всегда был в авангарде болгарского экспериментального театра, воссоздал театральную лабораторию при университете.

Философия и методология «Альма Альтер» основана на эстетике, теории и практике болгарского театрального реформатора Гео Милева и, вероятно, ближе всего к принципам «Бедных театров» Гротовского, где главный постулат звучит примерно так: есть актеры и есть определенное количество собранных в зале предметов, этого строительного материала должно быть достаточно для конструирования всех обстоятельств и ситуаций спектакля, его пластики и звука, времени и пространства. Декорация, также как и костюмы, сведена к набору реквизита, то есть необходимым для драматического действия предметам..

«Ромео и Джульетта» у «Альма Альтер» получились именно такие, тотальный минимализм в исполнении, на сцене нет ничего кроме пары стульев, а актеры одеты в свою повседневную одежду, поют и играют на гитаре. Ещё один принцип этого коллектива: творить здесь и сейчас, с данной аудиторией, зрители принимают непосредственное участие в разборе основных сцен всем известной пьесы Шекспира, и приданию им новых смыслов и настроений, а оригинальный текст сжимается в несколько драматических сцен – основных диалогов. Важен здесь и пластический театр, большая часть трагических событий пьесы выражены языком тела. Хореографическое решение конечно наивное, и исполнено было не безупречно, но всё же радовало глаз благодаря неудержимой юношеской энергии актеров. Которые здесь действительно заслуживают похвалы, ребята очень музыкальные и раскрепощенные, а их интерактив с публикой ложится в основу спектакля.

В «Ромео и Джульетте», как и в других спектаклях лаборатории, режиссер Георгиев предоставляет молодым артистам возможность интерпретировать характер, формулировать значения заново, взаимодействовать друг с другом и аудиторией, импровизировать на языке тела, и этим достигает высокой степени искренности.

 

Текст Мария Смогоржевская