READING

Швейцария в Театре им Пушкина: кошки, улитки, алко...

Швейцария в Театре им Пушкина: кошки, улитки, алкоголь, писатель и его детище, и открыточный вид из окна – ингредиенты коктейля под названием «Швейцария»

Спектакль «Швейцария» идет на камерной сцене филиала театра имени Пушкина, потому что сама история, разыгранная на двоих актеров носит камерный характер с напряженной психологичностью.

Вера Воронкова играет писательницу Патрицию Хайсмит, которая известна не только серией романов-бестселлеров о мистере Рипли, но и своим тяжелым характером и сварливым нравом. Писательница живет в уединении в Швейцарских альпах, в окружении любимых кошек, улиток, сигарет и крепкого алкоголя. Сюжет завязывается, когда к Хайсмит приезжает молодой агент из Нью-Йорка. У него есть задание – уговорить строптивую писательницу подписать контракт на последнюю историю о мистере Рипли.

Психологический накал, постоянные перепалки героев, перетягивание смыслов и внимания на себя в каждой новой сцене, все прелести скверного характера старой холостячки, которая отыгрывается на юноше и непременно старается уколоть его больнее и неожиданнее с каждым разом. Но и агент оказывается не так прост, каким может показаться сначала. И вот уже зрители втянуты в эту напряженную тягучую атмосферу, внутри которой трудно кому-то из героев симпатизировать, но оторваться от действия невозможно.

Образ Патриции Хайсмит блистательно передает со сцены Вера Воронкова, в какой-то момент теряется ощущение того, что это актерская игра и персонаж пьесы, а не реальный человек, действующий и говорящий здесь и сейчас. Второй актер – вчерашний выпускник мастерской Брусникина – Федор Левин, аккуратно и внимательно ассистирует Воронковой, в какой-то момент даже может сложиться впечатление, что это второстепенная роль для того, чтобы оттенить главную героиню. Но в какой-то момент все меняется и уже непонятно, кто главный герой, а кто второстепенный, потому что персонажи начинают переплетаться и будто прорастать друг в друге.

На спектакль стоит идти, чтобы погрузиться в него полностью и очнуться лишь на поклонах артистов. Пространство спектакля четко выверено, на сцене нет лишних предметов, каждая из десятков пустых бутылок – на своем месте. Отдельно стоит отметить работу видеографов. Часть сцен и смыслов спектакля режиссер вынесла на экран. Это безмолвное чередование крупных и дальних планов, сфокусированное и в полном расфокусе. К этим кадрам присматриваешься и пытаешь разобраться также как и во взаимоотношениях героев: иногда кажется, что все четко и понятно, а иногда перед нами размытая бездна то ли глаз героев, то ли обстановки вокруг.

Герой Левина в видео зарисовках совсем не тот, которого мы видим бОльшую часть спектакля на сцене. Он настолько красив и эстетичен на экране, что это с легкостью могло бы быть, например, рекламой парфюма от Диор. Это создает диссонанс с его несколько нелепым и сгорбленным персонажем, но в то же время и ведет зрителя к главному твисту сюжета. Ведь к концу спектакля он расправляет спину, взгляд его становится холодным и пугающим, а Хайсмит встречается один на один с тем, что сама создала – мистером Рипли. И остается лишь один вопрос: кто кого в этой финальной схватке.

Билеты

Текст Карина Чаплинская


COMMENTS ARE OFF THIS POST