Проходящий сейчас в Москве XXII Международный фестиваль «Новый Европейский театр», знакомый всем как NET, радует зрителей разнообразной программой, представляемой главными трендсеттерами современного театра. И звездой этой программы ещё до начала фестиваля был объявлен перформанс SUN & SEA, созданный тремя литовскими художницами Ругиле Барзджюкайте, Вайвой Грайните и Линой Лапелите. В 2019 году на 58-й Венецианской биеннале проект был удостоен высшей награды — «Золотого льва». А газета The Guardian включила SUN & SEA в число лучших культурных событий года.
SUN & SEA – это не просто перформанс, это перформанс-опера. Действие разворачивается на пляже, а зрители, располагающиеся на галереях вокруг и над сценой, буквально подсматривают за, на первый взгляд, безмятежным времяпрепровождением.
Сцена и пляж выглядят максимально убедительно: золотистый песок, лежаки и полотенца, радостные крики и смех играющих детей, солнцезащитные средства, карты, мячи. Отдыхающие, а назвать их иначе очень сложно (настолько всё достоверно), кто лежит, кто прогуливается по теплому песку, а кто возвращается после морских купаний, ловя отражение солнцезаменяющих ламп в стекающих по телу и волосам каплям воды.
Но за этой безмятежностью, как и за безмятежностью реальной жизни, скрывается множество проблем. Солисты поочерёдно и вместе поют об этих проблемах (как личных, но актуальных для многих, так и в принципе глобальных): бесконечные переработки, непозволяющие вздохнуть и ведущие к полному изнеможению, онкология, изменение климата, приводящее к неожиданным извержениям вулканов, таянию ледников и ненасытным цунами, подмене времён года (снег в мае и свежий зелёных мох зимой), загрязнение окружающей среды. И одна из причин, подмеченная и озвученная, – это желание человека покорить то, что ему не принадлежит.
Задумка авторов легко считывается: цель перформанса – показать, что за любым красивым фасадом беззаботной жизни на самом деле таится неприглядная правда, на которую можно закрывать глаза, но рано или поздно она их насильственно распахнёт и закрыть уже не даст. И если есть те, кто этого ещё не понял, то сейчас самое время. Но от того, что разгадка на поверхности, постановка не только не теряет свою привлекательность, скорее приобретает дополнительное очарование. Казалось бы, как просто, но при этом как остроумно показаны актуальные сегодня проблемы. Ведь перед нами не просто картина идиллического пляжа, перед нами проекция идиллического мира. Нам хочется, чтобы он был, но его на самом деле нет.
В финале звучит самая грустная песня уже не о настоящем, а о будущем, в котором исчез Большой коралловый риф, вымерли рыбы, а человек подменён своей 3D-копией, что позволяет ему быть вечно, но не вечно жить.
Текст Юлия Фокина
NO COMMENT