READING

Время самоопределения: «Изменчивая сила любви» Яна...

Время самоопределения: «Изменчивая сила любви» Яна Фабра на Фестивале «Территория»

Фестиваль «Территория» радует громкими именами представителей европейского современного театра. И одно из них – Ян Фабр, приехавший в Москву с театральной компанией «Трубляйн» и постановкой «Изменчивая сила любви». По сути, эта короткометражка (в сравнении с обычными многочасовыми действами автора) о наболевшем и остроактуальном – гендерном вопросе.

Готовьте словарь: интерсексуалы и трансгендеры, андрогины и гермафродиты, бисексуалы и пансексуалы, трансвеститы и любители БДСМ, фетишисты и инфантилисты, асексуалы и полиаморы, «золотые дети» и «задроты гендерного бизнеса». Это не просто слова – это целый мир, который больше не прячется в тени молчания и отрицания, а выходит на свет белый и кричит о своих правах. Это не просто слова, произнесённые актёрами на сцене и нашедшие отражение на её заднике, это и есть «Изменчивая сила любви» Яна Фабра.

during the general rehearsal of the theatre production „Fluid force of love“ by Jan Fabre (concept and direction) in the Theatre Bonlieu in Annecy/ France, Tuesday, 6th, April 2021

Тут стоит отметить, что на сцене «Гоголь-центра» предстал уникальный спектакль: вместо девяти исполнителей – десять. Мария Селезнёва – актриса «Гоголь-центра», заменившая артистку труппы «Трубляйн», которая не должна была, но всё-таки приехала – осталась в спектакле, открыв его русскоязычным вступлением.

На сцене – школьный или университетский класс, прилежные ученики-студенты в строгих костюмах при галстуках, руки сложены перед собой. В общем, идеалистическая картинка для любого учителя/преподавателя/наставника. Но учить и наставлять в этот вечер будут не их, а они, рассказывая зрителям о многообразии реалий нынешнего мира и обучая правилам мирного сосуществования в нём. В расписании – урок о гендерной науке.

during the general rehearsal of the theatre production „Fluid force of love“ by Jan Fabre (concept and direction) in the Theatre Bonlieu in Annecy/ France, Tuesday, 6th, April 2021

Слова, произнесённые и написанные, дополняются пластическим языком, который досказал и наглядно всё обозначенное продемонстрировал. При этом пластика, тела артистов, их движения — едва ли не главные в этой постановке. В итоге именно танец сказал больше слов и стал финальной и очень мощной точкой перформанса. Потому так и хочется навесить на него ярлык «танцевальный спектакль».

Артисты меняются на глазах, переходя от образа к образу, от одной гендерной и прочей крайности к другой, используя лишь ту одежду, в которой они изначально предстали перед зрителями. Вот они в подпоясанных рубашках, а брюки сотворили мощный бюст. Вот пиджаки повязаны вместо юбок, а на головах и у женщин, и у мужчин игривые хвостики, как у шаловливых нимфеток. А вот все сняли белые носки, обнажив и раскатав радужные гольфы. Всё! Это финальная нота, объединившая всё вышесказанное и станцованное.

Фабр своей постановкой демонстрирует, что от свободы и равенства, когда каждый может быть тем, кто он есть или хочет быть, мы резко и неожиданно оказались в мире полной несвободы, когда неверно произнесённое слово может обернуться дискриминацией. Жесты, движения – тем паче. Этот новый мир готов обнять и принять каждого, если только он не цисгендер и гетеросексуал.

Тут вспомнился «Кризис самоопределения» Бена Элтона — книга, которая, на первый взгляд, утрирует современную гендерную реальность, а при ближайшем рассмотрении — колко её иллюстрирует. Поначалу кажется, что мы не просто не живём в этом мире, а что его и вовсе нет. Но смотреть надо шире и за пределы нашей страны. Запад, пожалуй, так и живёт. И Фабр как раз это и продемонстрировал.

Текст Юлия Фокина