9 ноября стартует XXII Международный фестиваль «Новый Европейский театр» (NET), который продлится больше месяца и подарит зрителям спектакли главных трендсеттеров современного театра: Метте Ингвартсен, Сюзанны Кеннеди, Бориса Никитина, Филиппа Кена. Также в программе этого года одно из самых ярких событий последнего времени – перформанс SUN & SEA, обладатель высшей награды Венецианской биеннале 2019 года.
Фестиваль откроет спектакль «Три сестры» звезды немецкоязычной сцены Сюзанны Кеннеди. Герои Чехова помещены в ни на что не похожий мир, в котором переосмыслены категории времени и пространства и даже сама человеческая личность. Кеннеди активно использует в своих спектаклях цифровые технологии и оперирует разными культурными кодами. Актеры в ее работах лишены лиц и голосов. Они носят маски и кажутся двойниками друг друга.
В рамках Года Германии в России пройдет первый концерт проекта Horror Vacui — фестиваля-in-progress, посвященного исследованию природы творчества — серии концертов и лекций компании «Траектория Музыки». На концерте выступят берлинский ансамбль zeitkratzer совместно с видеохудожником Lillevan (Германия/Ирландия), которые представят программу из российской и мировых премьер аудиовизуальных композиций на основе музыки Райнхольда Фридла (Германия) и новых сочинений российских композиторов Дмитрия Курляндского и Армана Гущяна.
Звезда фестиваля этого года – перформанс-опера SUN & SEA, созданная тремя литовскими художницами Ругиле Барзджюкайте, Вайвой Грайните и Линой Лапелите. Этот проект получил международное признание за ироничное и актуальное изображение острых проблем, связанных с будущим планеты. В 2019 году на 58-й Венецианской биеннале проект был удостоен высшей награды — «Золотого льва». 24 перформера, лежа на песке, исполняют песни, посвященные последствиям изменения климата, проблемам общества потребления и вечной нехватке времени. Зрители располагаются над сценой на галереях и смотрят на происходящее, словно заглядывая в колодец. Газета The Guardian включила SUN & SEA в число лучших культурных событий года.
На фестивале представлен и выставка-спектакль, исследующий феномен холодной войны. Создатели проекта обнаруживают черты сходства этого исторического периода с современностью и исследуют феномен «прошлого в настоящем». Проект проходит в Музее-мастерской Дмитрия Налбандяна, народного художника СССР, чей основной творческий расцвет совпадает с периодом холодной войны. Наравне с предметным театром, движением (хореография Татьяны Гордеевой) и звуком (саунд-дизайн Алексея Наджарова) пространство становится актером, разыгрывающим историю времени, которое ему довелось пережить.
NET-2021 покажет спектакль «Утечка» по пьесе Юлии Савиковской. Это фантастическая история о жизни после взрыва в (не)далёком будущем. Спектакль совмещает в себе элементы читки и аудиовизуального перформанса, в котором трансляция живого исполнения совмещается с звуковыми инсталляциями, фотографией, видео.
Работы режиссера-документалиста Бориса Никитина уже знакомы российской публике. В программе фестиваля этого года один из самых личных его спектаклей «Эссе об умирании». Это история откровенного разговора режиссера с умирающим отцом, история об уязвимости каждого из нас. Спектакль можно увидеть в двух форматах: на сцене Театра Наций и на сайте фестиваля в цифровой адаптации проекта.
В рамках NET-2021 впервые в России будет показана работа датского хореографа Метте Ингвартсен. С 2002 года она работает в Брюсселе, переворачивая в своих перформансах и живых инсталляциях привычную иерархию между телом и неодушевленными объектами. «21» — очередная часть большой серии ее спектаклей, в которых Ингвартсен исследует, как влияет человеческое либидо на структуру общественных институций. Отталкиваясь от идеи о том, что порнография просочилась во многие сферы общественной жизни, Метте Ингвартсен препарирует коллекцию эротических и эмоциональных материалов.
Закрывает NET-2021 спектакль Farm Fatale Филиппа Кена. Зрители оказываются в мире, напоминающем ферму — со стогами сена, кукарекающим петухом, щебечущими птицами и коллекцией сельскохозяйственных инструментов. Однако в этом мире люди вымерли из-за загрязнения окружающей среды. Только группа поэтов-пугал продолжает жить, управляя независимой радиостанцией. Эти мужчины и женщины, стремящиеся к лучшему миру — мечтатели и активисты с очаровательной и опьяняющей склонностью восхищаться красотой и разнообразием природы. Филипп Кен уже больше 15 лет проблематизирует на сцене экологический активизм, а его постапокалиптический Farm fatale иногда называют аналогом корабля «Гринпис» в театре.
Программа NET-2021:
SUSANNE KENNEDY
«Три сестры»
Постановка Volkstheater (Австрия)
9-10 ноября
Дворец на Яузе
1 час 20 минут
18+
ZEITKRATZER, LILLEVAN
Horror Vacui
Концерт ансамбля zeitkratzer (Германия) и видеохудожника Lillevan (Германия/Ирландия)
10 ноября
Клуб Mutabor
Программа концерта:
Дмитрий Курляндский — unsolvable acoustic cases (2021)
Арман Гущян — Horror Vacui (2021)
Райнхольд Фридл — Xenakis[a]live! (2006)
1 час 40 минут
18+
SUN & SEA
Постановка компании Neon Realism (Литва)
19-21 ноября
Другая сцена театра «Современник»
1 час
18+
ТЕАТР ВЗАИМНЫХ ДЕЙСТВИЙ
«Холодная война»
Выставка-спектакль Театра Взаимных Действий (Россия), Московского музея современного искусства и Фестиваля NET для Музея-Мастерской Дмитрия Налбандяна
25-28 ноября
Музей-мастерская Дмитрия Налбандяна
1 час
18+
АЛЕКСАНДР ВАРТАНОВ, ЮЛИЯ САВИКОВСКАЯ
«Утечка»
Постановка Центра имени Вс. Мейерхольда (Россия)
26-27 ноября
Центр имени Мейерхольда
1 час 20 минут
18+
BORIS NIKITIN
«Эссе об умирании»
Постановка It’s the Real Thing Studios (Швейцария), Аннет Хардеген (Швейцария)
Спектакль можно увидеть в двух форматах:
с присутствием перформера на сцене и в цифровой адаптации, доступной бесплатно на сайте фестиваля
1 декабря netfest.ru
3-4 декабря Малая сцена Театра Наций
1 час
18+
METTE INGVARTSEN
21
Постановка компании Great Investment (Бельгия/Дания)
10-12 декабря
Центр имени Вс. Мейерхольда
1 час 10 минут
18+
PHILIPPE QUESNE
Farm Fatale
Постановка Vivarium Studio (Франция) и театра Münchner Kammerspiele (Германия)
15 декабря
Театр Et Cetera
1 час 30 минут
Подробнее о фестивале и билеты на мероприятия
Текст Юлия Фокина
NO COMMENT