READING

«Сиротливый запад»: от жестокости Макдонаха до люб...

«Сиротливый запад»: от жестокости Макдонаха до любви Сударева

Спектакль «Сиротливый запад» вышел в театре Постскриптум осенью 2019 года. Это режиссерский дебют известного ролью в сериале «Бонус» актера Александра Сударева, выпускника Театрального института им. Б. Щукина. Для своей первой постановки он выбрал макдонаховский «Театр, бьющий в лицо». История жителей ирландской глубинки пронизана жестокостью, агрессией, вербальным и физическим насилием, а также приправлена нецензурной лексикой. Но за черным юмором она скрывает серьезный психологизм. Это спектакль не для слабонервных и тех, кто в первую очередь ждет от театра развлечения. Он для тех, кто готов долго слушать крики, следить за драками на сцене и после спектакля еще пару часов обсуждать, в какие бёрновские игры играют герои.

Братья Коулмен и Вален Конноры из ирладского Линена, графства Гэлуэй, недавно похоронили своего отца, который по официальной версии выстрелил в себя по неосторожности. В действительности, речь идет об отцеубийстве. Коулмен убил отца в присутствии брата Валена. Последний согласился свидетельствовать в суде о несчастном случае за получение наследства. Большую часть времени перед зрителями кухня-гостиная братьев Конноров, которая из поля боя и места бесконечных ссор постепенно превращается в место примирения братьев. Один ворует у второго алкоголь, сжигает в духовке его фигурки святых, портит его чипсы. Второй постоянно напоминает, что хозяин в доме он, что на все нужно его «особое разрешение». В какой-то момент трудно понять, на кого больше похожи взрослые братья – на детсадовских обиженных детей или обезумевших старух. Даже отцу Уэлшу – священнику местного прихода – не удается при жизни примирить братьев. Он переживает кризис веры, считает себя ответственным за убийства и самоубийства в городке, пьет самогон не меньше неблагополучных братьев и бросается в воду. Отец Уэлш оставляет письмо, в котором вручает братьям ответственность за его попадание в рай: простив друг другу все обиды, они спасут его от ада. От пакостей, в которых Конноры признаются друг другу, волосы встают дыбом. Процесс примирения перемежается словесными перепалками, физической силой и даже выстрелами.

Атмосферу конфликта и жестокости создают не только режиссер и артисты Юрий Караулкин и Сергей Курзаков – братья Конноры – посредством часового крика, но и художник Марина Ивашкова. До антракта смотреть спектакль очень сложно, в нем почти нет тихих сцен. После антракта Александр Сударев иногда дает зрителю возможность отдыхать от повышенных тонов. Черно-белая декорация с красным пятном в виде боксерской груши с ножами задает соответствующий тон еще до начала действия на сцене. Кажется, что ты попал в комнату психически больного. Картинки на белой синтетической мешковине и черном полотне, напоминающем мусорные мешки, изображают грехи братьев и жителей Линена. А расклеенные по всей территории Валеном буквы V обозначают не столько его собственность, а сколько vendett-у, которой он переполнен.

Чернушная сценография с надписью “Welcome to hell” встречает зрителя под исландскую музыку воинов, которая звучит не так уж и зловеще, как выглядят декорации. Она создает скорее настроение торжественности, настраивая зрителя на свет в конце тоннеля. Свет придется ждать 2,5 часа. Каждый сделает свой вывод о том, попал ли он на это время в западный ад на земле или в историю о противоречивой природе человека по Достоевскому. В аннотации к спектаклю ставится следующий вопрос: «Имеет ли человек право распоряжаться чужой судьбой, прерывать свой или чужой полёт — перед этим решением стоит каждый из героев, и у каждого наступает момент, когда нужно сделать свой выбор.»

Для меня это скорее спектакль о страшных последствиях детских травм и любви, которая способна изменить даже преступника. О том, как при живых родителях дети могут вырасти сиротами. Братья Конноры не могут пойти на встречу друг другу, боясь показаться слабыми. Самоубийство Отца Уэлша становится лишь катализатором, неким оправданием их сближения. Коулмен и Вален оголяют свою уязвимость, проявляя небывалую для себя смелость. Спектакль наталкивает на разные мысли и ситуации, пробуждает мотивацию позвонить близким, проявить заботу и любовь, а быть может, и извиниться за что-то, сделать первый шаг.

В завершении несколько слов об актерском составе. Ю. Караулкин и С. Курзаков – партнеры, бесспорно, чувствующие друг друга, загорающиеся друг от друга. В каждом видишь обиженных в детстве мальчиков, которые так и не выросли в мужчин. С этой краской оба справляются на все 100. Не поняла я одного: самолюбование собой – часть образов или черта характера актеров. Поддержу молодых артистов и спишу на первое. Монолог отца Уэлша в исполнении Дениса Лазутина – перевернул и действие на сцене, и меня. Но его пьяный святой отец был пьян телом, но не голосом и умом. Возможно, это была задумка режиссера, но у меня постоянно был диссонанс – пьяный человек, а не пьян. Мое зрительское сердце покорила Юлиана Зверева – исполнительница роли Герлин, о которой в описании сюжета я не написала ни слова. Пусть это останется интригой для тех, кто решит пойти на спектакль. Я верила ее героине в каждой сцене, каждой реплике и каждом движении без исключения.

Билеты

Текст Ольга Булынина