READING

«Собрание сочинений» в Современнике, или грустная ...

«Собрание сочинений» в Современнике, или грустная проза Гришковца

Театр «Современник» выпустил первую премьеру нового художественного руководителя Виктора Рыжакова, и выбор мастера пал на пьесу Евгения Гришковца. «Собрание сочинений» – ранее неопубликованный текст Гришковца, написан им в нынешнем году, и эта работа впервые ставится на театральной сцене. Это первая совместная работа Рыжакова и Гришковца, хотя их дружба насчитывает уже около тридцати лет.

Пьеса была написана всего за восемнадцать дней, и после спектакля появляется настойчивое желание теперь ее прочитать, настолько четко и мощно схвачены понятные каждому ситуации. Перед нами история одной семьи, рассказанная через призму родных людей, которые в какой-то момент потеряли связь между друг другом и умение честно говорить. По словам режиссера спектакля, который первым прочитал еще наброски будущего произведения, эта удивительная история про сегодня, про нас.

Главная героиня Марина Сергеевна (почти тезка исполнительцы роли Марины Нееловой) недавно потеряла мужа, она продает дом вместе со всем его содержимым и зовет попрощаться с родовым гнездом своих детей. В новый дом она не хочет забирать ни толики старого, а камнем преткновения становится огромная библиотека, которую собирал ее муж, а до этого свекор. Неумолимо рождается ассоциация с чеховским «Вишневым садом», только здесь сама хозяйка разрывает связь с полным воспоминаний домом.

Ее дети… Кладезь образов. Старший – иммигрировавший в техас, ныне американец Коля – в этом обрюзгшем мужчине в очках и кепочке, занудно гнусавящем «мамааа», с трудом угадывается Никита Ефремов. Единственная дочь Татьяна, вышедшая замуж за немца – в ней немного угадывается привет Ольге Дроздовой – эти характерные очки, платиновый хвост – миниатюрная Светлана Иванова здесь покачивается на высоченных шпильках, а ее, простите, попе может позавидовать Дженнифер Лопес. И наконец младший, прилетевший из Северодвинска моряк, который поначалу кажется самым простым персонажем – если он не подтягивается на косяке двери, то значит отжимается в коридоре, а простота его фраз и незамысловатое «б**» повергает зал в хохот. Его играет Сергей Новосад, артист «Июльансамбля» и выпускник Мастерской Рыжакова.

Переезду способствуют дизайнер Иоланта, для несложных клиентов Илона, в которой лишь с помощью программки можно узнать Алёну Бабенко, и новый хозяин квартиры Виктор в исполнении Максима Разуваева, которого очень хочется назвать новым русским, но пьеса-то про настоящее время. А также начальник бригады Виктора Сурен (Георгий Токаев), который неожиданно тоже окажется вписанным в решение самого насущного вопроса: что же делать с книгами. Наверное, в этот момент многие вспомнят свое детство, любимые книги, истории, с ними связанные, легенды дома или, наоборот, всколыхнется обида на не понимавших взрослых. Удивительно, как такой простой образ, библиотека, может разбудить столько эмоций и воспоминаний.

Здесь каждый характер идеально выписан и наделен целым букетом фраз, которые хочется растащить на цитаты. У каждого своя правда, невысказанная боль и потайное дно, которыми очень хочется поделиться после просмотра, но это сломает всю прелесть развития истории.

В пьесе очень много юмора, но много и честной, наконец открывшейся правды. В этом плане «Собрание сочинений» можно отнести на вершину произведений Гришковца, столько струн затрагивает история семьи Филатовых. Кстати, так определяют жанр спектакля и создатели – это «простая история», или же как мечтал основатель «Современника» Олег Николаевич Ефремов – «простая вещь о простом человеке».

Знаково, что именно эта премьера открыла и в чем-то определяет юбилейный 65-й сезон. Пусть это и не первое пополнение в репертуаре после ухода легендарной Галины Борисовны Волчек, но именно «Собрание сочинений», кажется, подхватывает то знакомое каждому театралу знамя «Современника» и достойно несет его дальше.

Билеты

Текст Ольга Шишорина

фото sovremennik.ru