READING

«Физики» в Малом театре, или сумасшедший дом со ст...

«Физики» в Малом театре, или сумасшедший дом со странностями

Фридрих Дюрренматт считается одним из крупнейших немецкоговорящих писателей двадцатого века, и хорошо знаком российскому зрителю тоже. «Визит дамы», наверное, самая его популярная у нас вещь (Электротеатр Станиславского, существующая, увы, уже только в записи «Пристань» Вахтангова и экранизация с Екатериной Васильевой – это навскидку), «Ромул Великий» идет в Петербурге и в планах к постановке у театра Вахтангова, и вот в марте этого года в Малом театре представили «Физиков».

Пьеса написана в 1961 году, в разгар холодной войны и уже после создания водородной бомбы, когда все человечество было обеспокоено ядерной угрозой. В частном психиатрическом санатории «Вишневый сад», которым заведует доктор Матильда фон Цанд, за большие деньги и с большими удобствами живут три физика, «совершенно безобидные». Один почитает себя Эйнштейном и безбожно фальшиво пиликает на скрипке, второй вышагивает в парике и панталонах, это Ньютон, а третий, самый тихий – Иоган Мебиус, он здесь уже пятнадцать лет. Все остальные пациенты куда-то расселены. «В санатории царят гуманные порядки, и поэтому здесь не разлучают тех, кому надлежит быть вместе. Каждый из физиков окружил себя, как коконом, своим собственным воображаемым мирком» – так описывается место действия самим автором. И все бы ничего, и пастораль мира была бы незыблема, но с первых же минут зритель оказывается в гуще событий: задушена медсестра, и это уже не первый случай в тихом санатории. Дальше нас ждут и проблемы бытия, и проблемы самопожертвования, и вопрос, что важнее наука и ее достижения, или же покой и благополучие человечества. «Все смешалось в доме Облонских…»

Сам Дюрренматт определял «Физиков» как комедию, и об этом нам не дадут забыть ни на секунду. Здесь все гипертрофировано: жесты, паузы, взгляды, экспрессия героев. Четко заложено, где зал должен смеяться, а где держать паузу. Кажется, даже музыкальное сопровождение на этом основано. На сцене аксакалы Малого театра: Борис Невзоров один в один Альберт Эйнштейн, величавый Александр Клюквин в роли «Ньютона», Владимир Носик в роли инспектора полиции в неизменном кепи и плаще. На роль Мебиуса приглашен Никита Пафилов, а старую деву доктора фон Цанд играет Ирина Леонова. Персонаж Леоновой выписан максимально эксцентричным, и это дает ей огромное поле для работы. Матильда фон Цанд страшна, смешна и правда забавна.

В предисловии к пьесе сам автор писал, что что действию, которое разыгрывается среди сумасшедших, подходит только классическая форма. Не придраться, на сцене Малого театра нет ничего, чтобы ей не соответствовало. Но, возможно, оттого, что это адаптированная на современность версия «Физиков», а не исходная пьеса, а с темой парадоксального юмора делать такое опасно, а может от желания создателей сделать действие максимально гипертрофированным и выпуклым, получился спектакль, который оставляет тебя в недоумении. На сцене отличные артисты, прекрасные декорации, пьеса, если разобрать ее на предложения очень даже любопытная, но в сумме – не клеится. Хотя, должна подчеркнуть, это лично мнение автора обзора, и большинство зала, кажется, получало удовольствие от просмотра.

Билеты

Текст Ольга Шишорина