Александр Вампилов за свою короткую жизнь успел написать совсем немного произведений. Всего 4 полноценных пьесы, успех к которым пришел только спустя несколько лет после его смерти. Пьеса «Старший сын» – одна из них.
Многие наверняка вспомнят фильм с Е. Леоновым, М. Боярским, Н. Караченцовым и С. Крючковой. Но давайте посмотрим на спектакль моими глазами, я поделюсь с вами впечатлениями, как человек, который с этой пьесой познакомился впервые.
Театр Маяковского не шокирует ультрасовременной постановкой, а аккуратно переносит зрителей в середину прошлого века, в маленький городок. Все атрибуты простой жизни простых людей – уличная колонка с водой, деревянные лавки, обычный дом с рукомойником, холодильником ЗИЛ, раскладушкой, торшерами, полированным столом и с гранеными стаканами.
Минимальное количество действующих лиц, среди которых нет возможности потеряться. Двое случайных знакомых, студент Владимир Бусыгин (Алексей Дякин) и Семён Севостьянов по прозвищу Сильва (Владимир Гуськов), загуляв, пропустили последний поезд. Они молоды и безбашенны. И даже могли бы переночевать на лавочке, вот только погода не позволяет – ветер завывает, холодно, ранняя весна. И они отправляются искать ночлег.
В доме рядом со станцией живет семья – отец, Андрей Григорьевич Сарафанов (Игорь Костолевский) и его дети: 17-летний сын Васенька (Станислав Кардашев) и взрослая дочь Нина (Полина Лазарева). Живут они более, чем скромно. Отец, в прошлом музыкант филармонии, сейчас играет на танцах и похоронах, что, конечно, ущемляет его достоинство. Он старается скрыть этот факт от детей. Но они знают об этом. Можно догадаться, что отец мечтает о большой семье, о счастье для детей. Нина мечтает быть как все в ее возрасте и завести отдельную семью. Пусть и с нелюбимым человеком, лейтенантом.
А младший Сарафанов безответно влюблен в соседку, которая на 10 лет его старше и ищет он в ней, скорее, мать, чем первую любовь. И даже решает сбежать из дома, в котором ему нет счастья и где не понимают его чувств. И в этот момент очередной семейной драмы на пороге дома появляются два приятеля, которым приходит в голову выдать Бусыгина за старшего внебрачного сына главы семейства. И вот тут начинается самое интересное. Отец настолько уверен в том, что он его сын, что моментально принимает его в семью. Он видит в нем человека, который может решить семейные проблемы и, как старший сын, вразумить брата и сестру. Но рад ли «ненастоящий» сын такому повороту? Будет ли он играть свою роль до конца или признается в обмане?
Кажется, что сцена должна быть велика для такого камерного пространства – действие почти все время происходит в квартире. Но решение есть – полупрозрачные ворота с окнами, которые то раскрываются, показывая улицу с фонарями, то закрываются, превращая пространство в квартиру.
Спектакль построен на абсолютном доверии. Сложно сейчас представить ситуацию, когда семья готова впустить в дом постороннего человека, просто поверив на слово. И конфликты между героями кажутся ненастоящими, а ироничными, как будто они даже и не ссорятся. Эта короткая история происходит всего за пару дней. Поэтому и диалоги мчатся. Актёры текст и мизансцены проигрывают легко и быстро.
Простой, на первый взгляд, сюжет, но как интересно наблюдать за поведением героев, будучи зрителем нашего времени. Можно воспринимать его таким, какой он, вероятно, задумывался: история про победу семейных ценностей, про силу привязанности к родителям, про обман и муки совести. Можно это считать комедией. А можно смотреть спектакль с позиции современного человека, который хочет быть личностью и отстаивать свои интересы. Тогда спектакль покажется не таким уж и комическим.
Так или иначе спектакль смотрится легко и отлично подходит для любителей классических постановок. А в выходные есть ещё один приятный бонус – начало в 18.00
NO COMMENT