Американская танцовщица и хореограф Мег Стюарт в рамках Международного фестиваля-школы современного искусства «Территория» впервые приехала в Москву с коллекцией своих лучших работ последних десятилетий, изучающих собственные тело, душу и жизненный опыт. Это дайджест ее спектаклей-исследований, экспериментов, которые вполне могли удивить даже самую насмотренную московскую публику.
“Соло Мег Стюарт” – это ее личная визитка для тех, кто видит ее впервые. Она начала знакомство с российским залом с тесного взаимодействия, пробираясь между рядами и прикасаясь к ладоням своего зрителя, будто настраивая его на свой лад и располагая к себе. Выбираясь же из тесноты зала, Мег открывает выступление своей работой «Атари», импровизацией над собственным телом. Стюарт будто впервые исследует возможности своего непокорного организма, способы его движения. Она настраивает резкость и скорость, разминает суставы, пытается понять, что же происходит с ней под музыку своего партнера музыканта Брендана Доэрти.
Непокорные руки словно вырываются из ее власти, она становится похожа на создание, которое заново учится ходить, не то что танцевать. И в этот момент становится понятно – классического контемпорари танца в том его образе, который стал привычен зрителям за годы существования международных фестивалей, вы здесь не увидите. Это перформанс, спектакль-путешествие, актерский опыт, который не нужно понимать буквально. Его важно просто прожить. Именно для этого Стюарт и взаимодействовала с публикой так близко. Вместе этот опыт проживать важнее и чувственнее.
Поэтому следующая часть, «Я передумала», и кажется настолько личной. Ведь Стюарт не то что не танцует, она почти не двигается, а все больше говорит, и это кажется ее сокровенным опытом, до которого она допускает зрителей как не чужих для себя людей. Опыт о любви, разочаровании, расставании, переосмыслении себя и близких людей. О том, как люди меняются. О том, как страшно признавать, что изменился именно ты. Это смотрится даже более дерзко, чем ее танцевальные эксперименты, ведь сейчас она говорит слишком прямо, уходя от возможности быть непонятой. Ее робкие движения, ломаная хореография говорят нам о том, что это опыт почти каждого из нас, такого часто неуверенного в себе и своих решениях.
«ХХХ для Арлин и коллег» перестраивает зрителя в совсем другое настроение. Здесь становится понятно, что это откровенный разговор с самой собой, хоть название и говорит нам об обратном. На момент создания этой работы Стюарт преподавала исследование движений в Нью-Йорке – этим она занимается и на сцене. Совмещает стили, создает новые, танцует за нескольких человек одновременно, пытается быть сразу всеми этими стилями и людьми. Даже музыка здесь способствует сильнейшей эклектичности – Серж Гензбур сочетается с сэмплами произведений Марселя Дюшана и Николо Паганини. В какой-то момент забываешь, что на сцене больше никого нет, так несколько раз меняется ее тело за эти двадцать минут.
Четвертая же часть, «Все песни спеты», осознает тело как архив, вместилище опыта и проживания. Здесь сплетены фантазии и сны, вековые традиции и новые открытия – все то, что создает культурный код каждого из нас и лично Мег Стюарт. И весь этот код извлекается на сцене не столько танцем, сколько сеансом медитации.
Свет, звук, движения Мег – то хаотичные, то спокойные и благородные – все работает на то, чтобы свой похожий архив зрителю захотелось проанализировать если не здесь и сейчас, то хотя бы как можно скорее. Ведь если заглянуть в прошлое, то можно увидеть и будущее. Отсюда и название. Только когда все песни спеты, могут родиться действительно новые.
Эта нарезка работ может показаться немного бессвязной. Но для Мег это явно стало возможностью не только показать себя как хореографа впервые на московской сцене. Она хотела рассказать о себе как о человеке. Мудром, много видевшим и прошедшем, ничего уже не боящимся на сцене – ни быть нелепой, ни быть непонятой. Есть только она и ее тело, и весь этот опыт определенно стоит того, чтобы быть прожитым вместе с ней. Может быть, именно этот спектакль станет той связующей нитью, благодаря которой мы сможем и в будущем увидеть гений Стюарт на российских сценах. Но сейчас у нас есть возможность задуматься о тех же простых вещах, которые она анализирует на протяжении всей своей карьеры – о хрупкости личности человека, о его постоянно меняющейся идентичности, о поиске себя в этой реальности. Она это делает через свой новый язык танца, но, возможно, это почаще стоит делать и каждому из нас.
NO COMMENT