Премьер Михайловского театра Иван Васильев уже не удивляет любителей балета своими амбициями хореографа. Зрители Москвы и Санкт-Петербурга видели его в различных постановках, в которых Иван кардинально меняется и уходит от привычного образа Спартака или Ивана Грозного. Но на этот раз Васильев вместе с режиссером Алексеем Голубевым удивил даже своих самых внимательных поклонников, поставив на сцене Кремлевского дворца яркий балет с элементами мюзикла и видеошоу.
Зрелищные танцевальные партии, звёздный состав, голос Ладислава Бубнара в обрамлении эффектных масштабных декораций – все это может поразить как заядлого театрала, так и тех зрителей, которые пока только присматриваются к балету. Это – действительно яркое шоу, хотя и фуэте, и пируэты по сложности здесь не уступают некоторым классическим балетам. Мы посмотрели балет «Дракула. Начало» и увидели, как тепло он был принят искушённой Московской публикой.
Состав «Васильев-Кретова-Виноградова» является эффективной приманкой для любой сцены в России, и попасть на него чаще всего не так-то легко. В постановке Голубева они – неизменные главные герои. История молодого графа – любящего мужа и отважного воина, жестоко поплатившегося за своё благородство, легко бы подошла для классической постановки. Первая жена умирает от руки врага, в отчаянии Влад Дракула не противится тому, что вместо смерти ему предложена вечная нежизнь в легендарном обличии вампира. И лишь спустя пару сотен лет он находит ту, в которой видит отражение своей погибшей возлюбленной.
Думаете, вы знаете конец? Тогда вы, как и мы, будете изрядно удивлены развитием событий. Драматургия держит зрителя в неведении до самого последнего момента, и зал, восхищённо ахая над очередным полетом Васильева над сценой, не забывает замирать в ожидании счастливого конца. Мы не будем раскрывать все тайны, но зрителю точно будет чему удивиться. Даже тому, кто привык к путаным коллизиям «Баядерки» и «Раймонды».
Несмотря на то, что шоу заявлено мультижанровым, балет здесь все-таки первичен. Сложный рисунок как партий солистов, так и кордебалета позволяют насладиться и сольными партиями, и эффектными массовыми, в том числе и батальными сценами. Иван Васильев ставил хореографию эксклюзивно, учитывая особенности каждого своего артиста. Поэтому на сцене блистает в трогательно нежных вариациях Мария Виноградова, ведь кому как не Ивану знать сильные стороны этой балерины.
Кристина Кретова же предстаёт в совсем другой, трагической роли, а помимо великолепной актёрской игры мы видим тонкую мелкую технику и чувственные дуэты с Дракулой-Васильевым. Сам же хореограф и премьер не просто взлетает над сценой в своих легендарных прыжках, равных которым по мощи и высоте практически нет. Он страдает и влюбляется, играет благородство и ярость, является то ли положительным, то ли отрицательным персонажем этой сказки. Видимо, именно это и привлекло к истории и Ивана, которому давно тесно в рамках своего классического репертуара, и режиссеру Алексею Голубеву. Ведь работать с таким сложным и противоречивым протагонистом всегда интереснее, чем с идеальными принцами.
Такая постановка уже не выглядит скучной, в чем часто обвиняют балет в его классическом понимании.
Здесь же есть ещё и невероятный голос Ладислава Бубнара, известного зрителю по проекту «Голос». Он поёт яркие партии, словно говоря за Дракулу в те минуты, когда тому не хватает слов – так сильны его переживания. Финальная же песня, под которую выходят на поклон артисты, и вовсе должна стать хитом судя по овациям зала. В этот момент становится не совсем ясно, кто же на этой сцене главная звезда, так умело не затмевают друг друга Бубнар и Васильев. Добавим сюда ещё и эффектную сценографию, на которую работают самые передовые технологии, доступные на современных сценах. Результат хорошо считывается по реакции зала – кажется, под конец, при кратком, но таком эффектном появлении Андрея Меркурьева или на отчаянных соло Васильева, на эмоциональные реакции переходит уже даже та часть публики, которая привыкла к строгому этикету Большого театра. Ну а секрет роли Меркурьева мы раскрывать не станем – это один из неожиданным поворотов сюжета.
Наблюдать за экспериментами Ивана Васильева всегда любопытно. Он не останавливается на достигнутом, ему интересно открывать все новые горизонты, что особенно вызывает уважение при железобетонной позиции Ивана в современном балете. Тем не менее, он постоянно ищет и себя, и свой почерк как хореографа-постановщика. Новые формы, которые сейчас открывает для себя немного консервативное классическое искусство, очень подходят как для этих поисков, так и для самой разнообразной публики. Кто-то видел уже почти все и пытается найти для себя что-то новое. Кто-то, напротив, стремится приобщиться к высокому искусству через такую более близкую форму. «Дракула. Начало» – постановка, которая подойдёт обеим сторонам. А мы же желаем Ивану удачи в его новом творческом пути. Только время даст ответ, но у Дракулы его как раз было бесконечно много.
NO COMMENT