Скандалы, интриги… Нет, расследований не будет. Так же, как не будет детективной истории. XVIII век – это эпоха не детективов, а, прежде всего, романов: философских, реалистических, эпистолярных. К последним относятся «Опасные связи» Шодерло де Лакро. Давайте разберемся, чем он интересен и актуален для постановки в театре сейчас.
Персонажей совсем немного:
Сесиль Воланж — воспитанница монастыря и богатая наследница, неопытна в жизни и любви.
Ее мать — мадам де Воланж, которая планирует выдать дочь замуж за графа де Жеркура.
Маркиза де Мертей — бывшая любовница графа де Жеркура.
Виконт де Вальмон — бывший любовник маркизы, но теперь друг.
Шевалье Дансени — учитель музыки, даёт частные уроки Сесиль и влюбляется в неё.
Госпожа де Турвель — преданная мужу дама, гостья мадам де Розмонд.
Мадам де Розмонд — тётя Вальмона, в доме которой происходит ряд событий.
Узнав о предстоящей свадьбе Сесиль и графа, покинутая любовница Жеркура, маркиза де Мертей, решает отомстить и прилюдно выставить его на посмешище. Вместе с другом, страстным сердцеедом и обольстителем, виконтом де Вальмоном, они разрабатывают коварный план. Вальмон на спор с маркизой решает соблазнить невинную Сесиль, хотя его больше интересует недоступная и добродетельная госпожа де Турвель. Он соблазняет Сесиль и неожиданно для самого себя влюбляется в госпожу де Турвель. Остановлюсь на этой кульминации. Чтобы узнать развязку нужно прочитать роман, либо посмотреть фильм (например, с Гленн Клоуз и Джоном Малковичем), либо пойти в театр.
В Школе драматического искусства постановка «Опасных связей», режиссера Игоря Яцко, – первая премьера сезона. И она может оказаться опасной для зрителя, если он боится шумных выстрелов, высокого тембра или неожиданных выходов актеров в зал. Перед началом зрителей встречает струнный квартет. Он будет создавать музыкальный фон на протяжении всего спектакля. Зал «Манеж» со стороны сцены закрыт алым занавесом, который срывается с началом первого акта. Если вам кажется, что весь спектакль выдержан в духе XVIII века, то с самого начала вы поймете, что это не совсем так. Мадам де Розмонд одета по стилю, как Йоко Оно, – из аксессуаров на ней голубые узкие очки, шапка-бини, кеды. Мадам де Воланж носит кроссовки на толстой подошве. Сесиль и Дансени появятся в мотоциклетных шлемах, а Вальмон вообще прилетит на вертолете. Костюмы в спектакле, особенно женские, приковывают внимание в каждой сцене. У дам пышные платья, длинные блузы с современными брюками или откровенное белье.
Спектакль 18+ и идет более 3,5 часов. Местами постановка уходит в жанр водевиля, однако, финал будет трагичным. Достаточно много пикантных сцен и юмора на грани, хотя все остается в рамках приличий (на тот случай, если зрителям больше 18, но они не готовы к обнаженным телам на сцене).
Режиссёр спектакля, Игорь Яцко, увидел в сюжете «Опасных связей» не только историю двухсотлетней давности, но и связал ее с современностью, ведь нравы людей сильно не меняются. Несмотря на то, что герои романа сплошь из французского светского общества, и кроме как интригами им нечем заняться (не идти же им работать, в самом деле!), они вполне могут жить в наше время. Игра чужими судьбами и жестокая месть, абсолют зла в лице маркизы, тайная переписка, которая оказывается в руках интриганов, – все это с лёгкостью может перенестись в любую страну и эпоху.
Но все же основное действие будет развиваться в XVIII веке: тут есть даже настоящая дуэль на шпагах (не припомню, когда последний раз в театре я видела ее на расстоянии вытянутой руки).
NO COMMENT