READING

Брызги летят, солдаты идут, страна погибает: опера...

Брызги летят, солдаты идут, страна погибает: опера «Пиковая дама» в МАМТ

Музыка, написанная Чайковским в 1890-м году, безумно далека от пушкинского времени по своей сути. Она гораздо ближе к веку двадцатому. Она существует уже позже героев Достоевского. После «Белых ночей», «Преступления и наказания», даже «Бесов». Смятение умов, утрата идеалов, предчувствие необратимой катастрофы: погибнет город, погибнет Империя… Что будет с Россией? © Александр Титель.

Режиссёр музыку прочувствовал и перенёс пушкинских героев во времена Николая II. Во времена, когда будущее России было особенно туманно. И вся постановка пропитана этим ощущением неизвестности и безысходности. Марширующие мальчики – будущие солдаты. Ещё один шаг – катастрофа. Сёстры милосердия, которые то тут, то там, готовятся работать без сна и лишнего вздоха. Все герои живут не только своей историей, но и общей историей страны и города. И жутко становится от мысли, что уже вот-вот они протянут руки, и они обагрятся кровью.

И нам, так чтящим то, что произошло в первой четверти прошлого века, так стыдящимся этого, такое прочтение ближе пушкинского. При этом Петербург у режиссёра-постановщика Александра Тителя, как и у Пушкина, остаётся важным, даже центральным героем оперы. Промозглый, стройный, благородный Петербург. Пока ещё благородный. А история Германа – просто одна из историй, которые происходили и ещё не раз произойдут в этом мистическом городе.

И история эта всё же в первую очередь о любви.

Николаю Ерохину (Герман) и Елене Гусевой (Лиза) любовь показать удалось вполне отчётливо и достоверно. И одержим Герман в первую очередь Лизой, а не карточной игрой. И такое прочтение тоже зрителю ближе. Но вокально Ерохин блистал не столько в дуэтах, сколько в сольных ариях, не оставив никому сомнения, кто из исполнителей был главным в этот вечер.

Абсолютно же идеальные дуэты получились у Елены Гусевой и Ксении Дудниковой (Полина). Терпкий тембр Дудниковой обрамил парящий голос Гусевой, и в паре они гармонично парили над залом.

Графиня в исполнении приглашённой театром Оксаны Корниевской вплывала на сцену в сопровождении трепета окружающих и взглядов, полных раболепия. Она грозна и строга. И это чувствуется и в подаче, и в исполнении. И смерть её грозна не меньше. Финал спрятан от зрительских глаз: тело, обступленное людьми, исчезло незаметно. Но пронесённые по кромке сцены доски, положенные на плечи и олицетворяющие носилки, своей пустотой испугали больше, чем если бы несли на себе останки Графини. А раз тела нет, то не может умереть и Графиня. Что в общем-то похоже на правду.

Смерть Лизы тоже обыграна своеобразно: она тонет не в речной бездне, а в бездне солдат, сомкнувших за её поникшей фигурой свои ряды. Так сомкнут они их уже совсем скоро ещё раз, уже поглотив всю страну.

Важный элемент постановки – танцевальный, в виде изумительной Арлекинады: артисты балетной труппы театра своим изящным танцем внесли свежий весенний ветер в промозглый мрачный Петербург. Они то появляются, то замирают неподвижными статуями, схожесть с которыми их светлые одежды лишь подчёркивают, то проскальзывают меж героев.

С точки зрения сценографии всё строго и лаконично: театр будто сам перешагнул через оркестровую яму и взобрался на сцену. Колонны, меняющие местоположение благодаря поворотному кругу, редкие стулья и частый синий цвет. Оказалось, этого вполне достаточно, чтобы передать дух города и настроение оперы. Плюс к этому – лужи, звонко разбрызгивающие себя в сторону партера из-под ног проходящих по ним. И вы точно не в душной Москве, а в дурманящем своей свежестью Петербурге.

В «Пиковой даме» встретились два наших гения – Пушкин и Чайковский. И встреча эта явно нравится обоим. И нравится зрителю, что, впрочем, вполне логично. Версия Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко не перегружена экзотическими режиссёрскими находками, часто мелькающими в современных постановках, красива и выдержана. С самого начала понимаешь, что ранимое зрительское сердце не будет истерзано, не захочется резко зажмуриться и убежать в антракте. Но точно захочется сказать спасибо тому моменту и решению, которые и привели тебя в театр.

«Пиковая дама» Александра Тителя, без сомнения, – одна из самых удачных оперных постановок МАМТ. И не записать её себе в список увиденных – истинное преступление. Но снять с себя этот театральный грех и насладиться гармонией музыки и постановки можно уже совсем скоро: «Пиковая дама» в афише театра уже в октябре. И билеты уже в продаже.

Текст Юлия Фокина

фотографии Олег Черноус