READING

«Крошка Цахес» в Театре Ермоловой: караоке, мусорн...

«Крошка Цахес» в Театре Ермоловой: караоке, мусорные мешки и эклектика

В театре Ермоловой состоялась премьера спектакля Кирилла Вытоптова «Крошка Цахес» по повести немецкого романтика Эрнста Теодора Амадея Гофмана. Кирилл Вытоптов знаком московской публике по спектаклям в Театре «Современник», Электротеатре «Станиславский» и Мастерской Петра Фоменко. Если вы хотите увидеть привычную сказку Гофмана – лучше выберите другой спектакль, потому что здесь воцарится фантастическая трагикомедия на примере современного общества, и появится возможность прикоснуться к миру Вытоптова с его любовью к абсурду и панку. От Гофмана останется только сюжет и гротескное исполнение.

Здесь актёры не играют, а говорят, бесцельно переходят с места на место, плохо поют и всячески стараются вызвать неприятие. Постановка вызовет у вас лишь чувство смятения и возмущения. Кирилл Вытоптов это прекрасно понимает, и игра получается не на сцене, а со зрительным залом.

Из-за кулис появляется фотограф-волшебник Просперити Альпанус, по щелчку фотоаппарата в зале гаснет свет, перенося зрителя в полуподвальное помещение с барной стойкой в духе пыльных мотелей из американских фильмов. Углы завалены мусорными мешками, на обшарпанных креслах спят люди, храп и сопение переплетается с фальшивыми нотами какой-то попсовой песни о любви. Сценограф Нана Абдрашитова создала абсурдный мир подземелья с устрашающими корнями деревьев, блестящими танцпольными шарами и гобеленовым диваном.

С периодичностью в несколько секунд раздаётся голос премьер-министра, призывающий «ввести Просвещение» – изменить в государстве статистику посещаемости, правила дорожного движения, популяризировать науку. Все магическое необходимо привести к порядку, при проявлении непокорности, изгнать.

Среди мусорных мешков внезапно обнаруживается сонный Князь, глава правительства, страдающий от похмелья и с безразличием в глазах. Он окружен феями, к вопросам управления равнодушен. «Просвещение так просвещение» – заключает Князь, и все феи, кроме Феи Розы, исчезают. Из подземелья действие переходит наверх в белую комнату со стульями –  гости ждут приезд Князя для торжественного открытия образовательного центра. Репетируют речь, стихотворение, проверяют камеры.

В спектакле настолько много персонажей, что они превращаются в одну безликую массу и теряются в бездне того хрупкого мира, который создали сами себе. В какой-то момент начинает казаться, что смотришь сделанный на скорую руку выпускной концерт в школе.

Следующее действие вновь происходит в подземелье. Фея Роза встречает разносчика пиццы из «Цахес.Еда» – этот тот самый Крошка Цахес в исполнении Васи Березина. При виде человека в жёлтой куртке и с легко узнаваемым рюкзаком зрительный зал оживляется, но ненадолго. Атмосфера спектакля выравнивается, и неспешная смена событий c налётом бренности происходящего продолжается. За пиццу фея наделяет незнакомца даром – все произнесённые им слова будут литься как песня. Крошка Цахес воспринимает дар без особого интереса, даже не благодарит и отшельником продолжает гулять по фантастическому миру. Он оказывается на открытии Центра и сеет хаос своим появлением, манипулирует людьми, как ему захочется.

Здесь абсурд перекликается с сюрреализмом и эклектикой. Фотограф-волшебник Просперити, замаскированный под диван, пытается уговорить Розу лишить Цахеса дара. Остро-политические высказывания вроде «в стране полный Цахес» звучат гармонично в свете спектакля. В финале Вася Березин благодарит всех зрителей и приглашает на свои спектакли.

По словам режиссёра, «гофмановские темы манипуляции другими людьми, создания иллюзий и присвоения себе чужих достижений не потеряли свою остроту спустя 200 лет».

Удивительно, что постановка зеркально отражает саму сказочную повесть Гофмана. Зрители воспринимают спектакль, возможно, ужасным, но понимание и осознание от увиденного приходит гораздо позже. 

Билеты

Текст Светлана Ковалева

фото предоставлены пресс-службой