Мог ли Станиславский в начале XX века представить, что спустя 100 лет на сцену будут выходить не люди, а андроиды? И можно ли вообще предположить, что роботы, похожие на людей, смогут скоро заменить живого человека в разных сферах? Принципиально новый театральный опыт, который оказался возможным благодаря команде Impresario Фёдора Елютина и режиссёру Штефану Кэги (Rimini Protokoll). У вас есть шанс получить этот опыт в Новом пространстве театра Наций с 5 по 21 апреля.
На спектакле «Зловещая долина» все 60 минут вы будете смотреть только на робота-андроида. А в конце еще и аплодировать. Но вопрос – кому? Себе? Или механической машине с проводами? На сцене нет ни одного живого предмета. Перед нами в кресле сидит андроид, рядом с ним – компьютер и стакан воды, по центру – экран, сбоку – световой прибор. Все люди, которые появляются на экране – это тоже не онлайн трансляция, а запись или фото. Робот полностью скопирован с немецкого писателя Томаса Мелле, повторяет его жесты и голос. Томас, страдающий биполярным аффективным расстройством, написал книгу о своем заболевании и посредством робота-двойника пытается ответить в том числе на вопрос – могут ли андроиды и механические приборы помочь человечеству в решении ментальных проблем.
Перед началом зрителям выдают наушники для синхронного перевода (спектакль идет на английском языке). Но если вы уверенно себя чувствуете, то ими можно не пользоваться – медицинских и технических терминов будет минимум. Зато будет масса интересных вопросов, на которые можно попробовать найти ответы. Например, не является ли человек сам по себе роботом, совершая ежедневно массу неосмысленных и привычных действий? Можно ли обмануть компьютерную программу (например, обойти тест Тьюринга)? Может ли робот заменить человека и части его тела? Не получится ли в данном случае наоборот: то, что человек станет роботом?
Смотря спектакль, я вспоминала фильм «Симона» с Аль Пачино (2002 г.), где взбалмошную актрису заменяет компьютерная программа, нарисованная идеальная женщина. По сюжету ее появление вызвало невероятный ажиотаж и любовь у зрителей и в кино-кругах. В спектакле же, в отличие от фильма, зритель видит провода и горящие светодиоды, слышит движение искусственных суставов, замечает недостаточно плавные движения андроида. Это и есть эффект «зловещей долины» – гипотеза, по которой робот-андроид, выглядящий или действующий как человек (но не похожий на него на 100%), вызывает неприязнь и дискомфорт у людей. В спектакле на экране появляется и сам Томас Мелле. В этот момент ты начинаешь сравнивать прототип и робота. И понимаешь, что робот – это не зеркало. Это отдельное существо.
Еще один интересный вопрос – кем является актёр в момент, когда он выходит на сцену? Он уже не тот, кем был до начала спектакля. Он перевоплощается в персонажа. Так почему же зритель должен верить ему, а не андроиду, из которого можно сделать любого героя. А ещё, в отличите от актёра, он не заболеет, не забудет текст, не станет требовать специальные условия.
Спектакль скорее получился больше из вопросов, чем ответов. Некоторые из них появляются уже после просмотра, а не задаются роботом. Если у вас тоже есть мысли о техническом прогрессе и будущем, то самое время купить одни из последних билетов (3 сеанса в день до 21 апреля, но даже этого количества может оказаться мало).
NO COMMENT