READING

Уныние – не наш метод: концерт Ларисы Андреевой в ...

Уныние – не наш метод: концерт Ларисы Андреевой в МАМТ

Казалось бы, концерт на Малой сцене, четыре солиста, фортепиано – чем здесь можно удивить? Возможно концерт удивлять и не должен. А вот «лёгкая вокальная истерика с мизансценическими телодвижениями», как было заявлено в афише Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, не может не удивить.

Я меццо-сопрано. Меня никто не любит

фото С. Родионов

Такими словами жгучая рыжеволосая красавица Лариса Андреева открыла вечер. И сразу заставила усомниться в своих словах. Ведь влюбить в себя ей точно по силам. И отнюдь не только яркой внешность и сильным вокалом, но и умением смеяться над собой, играть каждой чёрточкой лица и всеми мужчинами в зале. С ней разделили вечер и сцену баритон Антон Зараев, тенор Владимир Дмитрук, сопрано Наталья Мурадымова, буквально на днях записавшая себе в регалии Золотую Маску, и Ирина Оржеховская, которая не просто аккомпанировала на фортепиано, но и была полноценным участником вечера, в котором каждый ещё и танцевал, говорил, порой баловался и немного помяукал напоследок.

Лёгким движением режиссёрской руки Ирины Лычагиной арии из разных опер, фрагменты произведений разных столетий как разноцветные стёкла умело сложились в нарядный витраж. А ведь так просто было бы торжественно и гордо выходить солистам поочерёдно на сцену, чинно кланяясь, исполнять свой фрагмент и уступать место нетерпеливому коллеге. Но, едва зайдя в зал и окинув неспрятанную от взора стражем-занавесом сцену камерного зала, зритель мог, если хотел, понять, что будет нечто большее, чем концертное исполнение оперных арий. Многоуровневое пространство обжили и вешалка с одеждой, и нарядный диско-шар, и строгие манекены, и вентилятор, и множество других мелких, порой неопознанных, предметов. А нотные кошки разбежались по пюпитрам. И это только то, что можно было поймать быстро пробежавшим по сцене взглядом. Позже артисты в своих «мизансценических телодвижениях» будут осыпать друг друга лепестками роз, кататься на гироскутере, драться на дуэли, меняя оружие похлеще перчаток, начав с ножей. И даже найдут время пострелять из автомата в воздух. Успеют любить, ревновать, рыдать и падать на пол. Но, самое главное, что точно успели все, кто был в зале, – это по-доброму посмеяться над чинной порой классикой.

фото С. Родионов

Если проанализировать название вечера «От Баха до Оффенбаха», то оно определяет собой не только временной отрезок в истории музыки, который охватывается исполнителями, но и слияние барочного звучания (тут Бах, как главный композитор этой музыкальной эпохи) с опереточным настроением (здесь Оффенбах, как прародитель оперетты). Мирно, в гармонии и музыкальном единстве, соседствовали истории Антонио Вивальди и Лео Делиба, Георга Фридриха Генделя и Генри Перселла, Иоганна Себастьяна Баха и Джоаккино Россини, Клаудио Монтеверди и Жака Оффенбаха, Жан-Филиппа Рамо и Джузеппе Джордани. Создателям и исполнителям этой «лёгкой вокальной истерики» невидимыми нитями удалось сшить между собой музыкальные фрагменты, стерев границы жанров, стили композиторов и разные языки исполнения. Ощущение сборного концерта ни на одно мгновение не пробралось ни в мысли, ни в чувства. Всё, что происходило на сцене, было единым спектаклем, выдержанным в одних тонах, юморе и шарме. Барочные композиторы и остальным придали своё совершенное звучание, переняв у них игривость более лёгкого жанра. Хозяйка вечера и её друзья, умело обыгрывали переходы между музыкальными фрагментами, отлично исполняя всё актёрски, и рассказали единую историю о мужском коварстве, женской дружбе и любви, которой всем уважающим себя сказкам и историям положено заканчиваться. Единственной поистине трагичной ноткой была ария Фарнака “Gelido in ogni vena” Антонио Вивальди в исполнении Натальи Мурадымовой, которая в полном соответствии своему названию и впрямь заставила «хладеть в жилах кровь».

фото С. Родионов

Малый зал умело исполняет своё предназначение – сводит артиста и зрителя. Никогда ни одной основной сцене ни одного театра не достичь того магического эффекта полного окутывания зрителя музыкой, действием и обаянием артистов, на который способны камерные сцены.

И, главное украшение вечера – это чистое, грациозное исполнение и гармоничное звучание голосов Ларисы Андреевой и Натальи Мурадымовой, пиком слияния которых стал «Цветочный дуэт» из оперы «Лакме» Лео Делиба, обрамлённое темпераментным тенором и не менее темпераментным баритоном.

Уныние – не наш метод! И вот в этих словах сомневаться не пришлось.

Спектакли с участием Ларисы Андреевой 

 

Текст Юлия Фокина