READING

«Операнищих» – один из самых противоречивых ...

«Операнищих» – один из самых противоречивых спектаклей «Золотой маски»

Спектакль «Операнищих» (да, создатели пишут слитно) затрагивает важные аспекты современного бытия. Он вскрывает  проблемы, которые есть в российской действительности. И как бы мы старались не замечать их, они есть. И с этим что – то нужно делать. Одну из версий решения проблем мы можем увидеть на сцене Театра Сатиры. Отмечу, что способ, мягко говоря, неоднозначный. В основу истории положена пьеса Джона Гея «Опера нищего». Но от истории, рассказанной драматургом XVIII века, остались только слегка уловимые моменты. Текст пьесы для спектакля полностью переписан. И это сделано сознательно. Думаю для того, чтобы до зрителя дошел основной посыл спектакля и данной версии решения проблемы.

Действие  перенесено из Англии XVIII века в нынешнюю российскую реальность. Неслучайно название спектакля написано в одно слово. В таком популярном сейчас формате хештегов, такого привычного способа отображения понятий, вещей, событий. Режиссер Андрей Прикотенко в «Оперенищих» рассказывает историю социального дна, неприглядного мира. Поднимаются вопросы дружбы и предательства, проблемы бандитизма и проституции, чести и достоинства.

Все в этом спектакле имеет свою символичность. К примеру, как вход героев в «свои сцены» происходит  из небытия, как будто происходит поднятие со дна. Так же и то, что события происходят в провинциальном городке Кучин. Здесь возникают невольные ассоциации: может быть, это отсылка к подмосковному микрорайону Кучино с печально известным мусорным полигоном, или же это станица Кущёвская, известная по жутким событиям. 

Все начинается со сцены свадьбы на «помойке». И в этом случае это вовсе не аллегория, а суровая правда жизни. Некоторым героям спектакля хочется верить, что есть возможность вырваться из «клоаки» – в прямом и переносном смысле. Особенно велико желание главного героя через любовь спастись из той ямы, в которой он когда-то оказался; он искренне верит в то, что у него это может получиться.

фото satire.ru

Главным героем спектакля является  Максим Корнеев (в исполнении Максима Аверина). Это история бандита, который пытается разобраться, что же делать дальше. Он заработал свои первые деньги на вафлях. Достичь же нынешнего уровня, вполне успешного, ему удалось благодаря съемкам фильмов «для взрослых». Но этот образ жизни, который он ведет, его явно не устраивает.  В этот переходный момент он встречает свою любовь – Полю. Любовь такую настоящую, всецело исцеляющую. Так ему, по крайне мере, хочется верить. 

В сценографии на лицо минимализм: серый помост с небольшой бетонной площадкой. На определенной высоте большой экран, на котором отображается то, что происходит на сцене и крупные планы героев. И этот минимализм в обстановке неслучайно. 

Видео-художник Олег Михайлов: «Для нас видеопроекция в «Оперенищих» – некое всевидящее око, которое следит за всем, как в научной лаборатории мы воссоздаём взгляд бездушного существа, который символизирует систему в целом и делает нас сокамерниками той реальности, в которую нас погружают текст и постановка. Мне кажется, нам удалость найти баланс между спонтанно возникающей кинофактурой и реальным существованием актёров на сцене, а зритель может выбирать среди параллельных действий свой угол зрения»

Особо хочу отметить музыку в спектакле в исполнении оркестра Театра сатиры. Композитор Иван Кушнир, небезызвестный московской театральной публике благодаря тандему с режиссером М. Диденко, создал проникновенное, надрывное полотно, так точно иллюстрирующее происходящее в тот или иной момент на сцене. Исполнение оркестра только усиливает впечатление от игры актеров. А как музыка помогает уловить смысл монологов героя Максима Аверина! Монологи и сами по себе исполнены Максимом весьма сильно, но в сочетании с живой музыкой звучат по-особенному.

фото satire.ru

Эта постановка не похожа на то, что обычно привыкли видеть в репертуаре театра Сатиры. «Операнищих» держит зрителя в напряжении до последней секунды. История, рассказанная на сцене, с первых же минут шокирует зрителя, а по ходу действия и вовсе вызывает неприятие и желание спешно покинуть зал. Зрители не ожидают того количества ненависти, в которых она льется со сцены. Постановка Театра Сатиры явно не создана для вечера развлечений. 

По–разному можно относится к спектаклю, но то, что никого из зрителей он не оставит равнодушным, это точно. Для меня спектакль «Операнищих» о том, что происходит с миром, когда из него исчезает любовь и духовность.

Билеты

Спектакль «Операнищих» номинирована на Российскую национальную театральную премию “Золотая маска” в следующих номинациях:

– Драма / Спектакль большой формы,

– Драма / Работа режиссера — Андрей Прикотенко,

– Драма / Мужская роль — Максим Аверин за роль Максима Михайловича Корнеева,

– Драма / Женская роль второго плана — Светлана Рябова за роль Маши,

– Драма / Мужская роль второго плана — Александр Чевычелов за роль Бори.

 

Текст Вера Рязанцева