Быть первым зрителем на премьерных спектаклях – это большой риск. Я стараюсь запомнить максимум, чтобы потом объяснить коротко и без спойлеров, что я такого особенного увидела. В первый премьерный день «Мизантропа» меня не должно было быть в Гоголь-центре, но я там оказалась. О том, как это было расскажу в красках.
Традиционно перед началом спектакля Валерий Печейкин рассказывал зрителям о том, почему этот спектакль появился, как к нему надо относиться и высказывал свое мнение о постановке. Отмечу, что даже если вы не читали пьесу Мольера, то судорожно читать брифли перед началом не надо. Валерий достаточно емко и доходчиво расскажет о главной сюжетной линии. И даже покажет картины Брейгеля-старшего «Мизантроп» и «Разоритель гнезд». Обязательно рассмотрите их, и вы поймете, что хотел сказать и Мольер, и Брейгель, и Дмитрий Быков (как автор нового перевода), и Элмар Сеньков (как режиссер спектакля). Собственно, основной вопрос пьесы – нужно ли быть до конца честным, безапелляционным и как жить, если вокруг сплошное лицемерие.
Когда войдете в зал, первое, что бросится в глаза – это красный занавес. Тут я начала спрашивать себя: «Для чего он?». В театре, который уже давно преодолел эти условности и ограничения обязательных театральных атрибутов. Ответ я нашла. Уверена, что вы тоже сможете.
Спектакль начинается как ток-шоу: с камерами, вопросами и ответами, рекламой и провокационной встречей. Что может быть более условным и наигранным? Когда ведущий хочет казаться самым остроумным, красноречивым и обаятельным. А гость, вроде бы, тоже должен заниматься самолюбованием и хотеть понравиться зрителям. Так и было бы. Если бы на его месте не был Альцест – главный герой, всем и всегда говорящий правду.
В спектакле будут все атрибуты высшего общества – и тусовки, и «онлайн звезда», и теннисный корт, и личный пляж. Но самое главное, в спектакле будет абсолютно современный текст. Поэтому шутки и ремарки актуальны и интересны. Можно даже сказать, что Дмитрий Быков сделал не просто перевод, а написал новый текст на основе сюжета пьесы Мольера. Валерий Печейкин абсолютно верно отметил в самом начале, что любая сатира должна быть актуальна, а любые выводы и морали из пьесы должны быть понятны. Поэтому, конечно, там будут очень точно звучать слова относительно самого Гоголь-центра и КС.
Дальше я начну говорить, как мне понравился спектакль и как были хороши абсолютно все. Но чтобы отзыв не был похож на приторно сладкий мед, я скажу, что несколько сцен мне все-таки не понравились. И не понравились они из-за музыки. Звучащая какофония отлично вписалась в сам спектакль, но сильно ранила слух. С другой стороны, надо понимать, что если бы режиссер использовал хорошо всем известные песни, то смеха это добавило, но ему приписали бы подражание Богомолову.
Но в остальном я готова благодарить каждого, причастного к созданию. Очень крутой Александр Горчилин. Жег так, как будто это его дебютный спектакль. Его танец на барной стойке вызвал шквал эмоций в зале, а фразы, которые он бросал с усталой обреченностью, как будто рикошетили по стенам.
Филипп Авдеев невозможно хорош: и то, как он играет на камеру (а камер в спектакле много), и то, какой у него получился герой (Филинт, друг Альцеста) – и подхалим, и самовлюблённый ловелас, и человек, понимающих цену правде. Его герой пытается всю пьесу переубедить Альцеста, что правда не всегда нужна и что иногда можно соврать или оставить свое мнение при себе. Вообще этот вопрос почти риторический – нужно ли всегда говорить правду. И опять вернусь к обсуждению в фойе и фразе: «Умные люди всегда говорят правду. Но не всю».
Женские роли получились отличным гротеском. Причем все три. Каждая по-своему, но ни одной положительной героини. Как на подбор – одна богатая и недалекая, вторая зациклена на постоянном поиске мужчин, третья как будто живет в своем внутреннем мире.
Все, даже небольшие роли получили от Быкова отличный текст и имели шанс добиться положительного отклика у зрителей. И в итоге перед зрителем предстает комедия, которая, как и следует быть правильному черному юмору, превратилась в финале в трагедию.
Я даже могу сказать, что со временем, захочется пересмотреть. Спектакль точно на злобу дня. Интересно, как долго он будет актуальным.
NO COMMENT