«Вишнёвый сад» – одно из тех самых произведений А. П. Чехова, которое всегда ощущается актуальнее всех остальных. Несмотря на то, что ты знаешь, что пьеса написана более 110 лет назад, ты чувствуешь суть происходящего на сцене, ту актуальность и злободневность. Здесь всё так близко и понятно…
Постановка «Вишнёвый сад» в театре «Сфера» режиссёра А.В. Коршунова отличается от увиденного ранее. Выделяется максимально приближенной, классической постановкой пьесы А. П. Чехова, а также своей камерностью и атмосферой. Этому способствует все в спектакле: и пространство театра и форма зала, и сценография, и музыка… Зритель на протяжении всего спектакля ощущает себя невольным участником события. «Сцена» в данном случае – понятие условное. Все пространство театра это и есть сцена. И так удачно ее расположение, оригинальность декораций, что ощущается единство сада и дома. Это увлекает и погружает в чеховский «Вишнёвый сад».
В спектакле всё гармонично. И это пример того, как классику можно показывать не только близко к тексту, но при этом дать возможность передать саму атмосферу той дворянской усадьбы начала ХХ века.
Действие происходит в имении Л.А. Раневской после ее возвращения из Парижа. Актерам удалось передать весь спектр чувств, эмоций от воспоминаний и событий чеховской пьесы. Здесь и нежная любовь хозяев к дому и саду, которая не оставляет равнодушным зрителя. Раневская (Татьяна Борисовна Филатова), возвращаясь в усадьбу, вначале придается воспоминаниям. Так трогательно, местами даже наивно, вспоминает детство и сад. Все также наивно на протяжении всего спектакля не пытается принять всей серьезности происходящего с ней и домочадцами. Она все «продолжает сорить деньгами» даже тогда, когда уже в доме начинаются проблемы с продовольствием. Беспечность, которая присуще одной из владелиц усадьбы, ее неспособность оценить всю серьезность того, что происходит, очень гармонично изобразила Татьяна Борисовна Филатова.
В спектакле, мне кажется, именно «по-чеховски», так мастерски актерами передан «конфликт сословий» и их отношения друг с другом: Лопахина (А. Пацевич) и Раневской (Т. Филатова), Раневской и Трофимова (Д. Бероев), Лопахина и остальных участников спектакля. С одной стороны, беспечность и инфантильность поведения одних, и чувство некоторой неловкости от своего же «триумфа» других.
Ты переживаешь за судьбу героев пьесы, как в первый раз, и в чем-то даже понимаешь их. Всегда так жалко расставаться со старым и любимым, привычным. А перемены? Еще так неизвестны и непонятны! Но в данном случае не ты решаешься на них, а они сами приходят и поглощают все вокруг. И выбор за тобой! Ты или не видишь надвигающихся перемен, или бежишь от них, или обреченно принимаешь их. Последняя сцена спектакля своей драматичностью пробирает до слез. И в этом думаю во многом заслуга В. Кузнецова, именно его Фирса. Для меня он – истинное воплощение героя Антона Павловича Чехова.
Основная часть спектакля происходит в центре, но задействовано все пространство. Во многом из-за особенности театра «Сфера» – круговая форма зала, небольшое количество расположенных по кругу кресел зрителей, отсутствие как такого занавеса, так привычного в театре.
В сценографии спектакля использована картина художника Геннадия Архиреева “Вишневый сад”. И все пространство зала окутано этим вишнёвым садом. В какой – то момент тебе начинает казаться, что начинаешь ощущать нежный аромат цветущий вишни. И это ощущение обволакивает тебя.
Гармонично подобранная музыка спектакля усиливает ощущение присутствия в том самом саду. Живая музыка с проникновенным исполнением старинных романсов, хоровода вальса и польки в центре. Живое звучание балалайки и гитары!
«Вишнёвый сад» – лирическая пьеса в четырёх действиях, жанр которой сам Антон Павлович Чехов определил, как комедия. По-моему же мнению и ощущению, в пьесе больше драматичности, чем комичности. За всей этой праздностью и кажущейся легкостью событий скрывается настоящая драма происходящего. Возможно, даже сами герои не понимают «драмы» до конца. Они потеряли нечто большее, чем просто усадьбу. А что и почему? Вот это решит каждый читатель и зритель.
И как говорила о своем театре Екатерина Еланская: «Какой же он этот «мой театр»? Живой. Сегодняшний и вечный. Просто, в нём не нарушено звенышко: сейчас, сию минуту живой актёр и живой зритель – взаимодействие, теснейшая их взаимозависимость и взаимосвязь… устранено всё, что этому мешает… Суть-то живого театра в живом общении…»
И вот именно это, по-моему мнению, отличает «Вишневый сад» в театре «Сфера». Живой, сегодняшний и вечный….
Текст Вера Рязанцева
NO COMMENT