READING

Своими словами. Н. Гоголь. «Мертвые души» (История...

Своими словами. Н. Гоголь. «Мертвые души» (История подарка)

Вы наверняка слышали о тёплых отношениях Пушкина и Гоголя и о доброте Пушкина, который дарил Гоголю то сюжет «Ревизора», то «Мертвых душ». Об этом феномене неслыханной щедрости решили поговорить со своими маленькими и большими зрителями в лаборатории Дмитрия Крымова в рамках серии спектаклей «Абонемент. Спектакли для детей», в которую включены пока два существующих и три будущих пересказа классики и классиков.


Ведь это действительно большая редкость для творческой среды – не воровство, а подарок. Четыре варианта ситуации, в которой эта щедрость могла быть проявлена, представляет миру долговязый финн-рокер, уже знакомый зрителям по спектаклю «Онегин», тогда как остальные его партнеры на этот раз не приехали. Финн призывает на сцену технический персонал театра, который и помогает ему в неповторимом крымовском стиле раскрыть образы обоих писателей, поговорить об особенностях русской души и все-таки выяснить, мог ли Александр Сергеевич так или иначе отдать Николаю Васильевичу бессмертный сюжет.

Вариантов всего четыре, и каждый из них прекраснее другого. Гоголь на сцене говорит высоким голосом, отдает Бахрушину оба своих черепа, танцует горячие восточные танцы в нелепом костюме из воспоминаний Аксакова, ест недоваренные Натальей Николаевной макароны перед самой дуэлью Пушкина, не может от этого Пушкина отлипнуть (физически), а потом ещё и затевает с ним драку. А самое удивительное – смотрится все это гармонично, уместно и очень смешно, как для детей, иногда даже вовлекаемых в постановочный процесс, так и для взрослых. И сотрудники театра – настоящие или вымышленные – перестают быть актерами и становятся настоящими писателями, их жёнами и близкими.

В спектакле, как часто бывает у Крымова, есть много от капустника. Юмор иногда, что называется, для своих, – например нелепый театральный форум в Санкт-Петербурге о границах интерпретации классики, на котором присутствуют буквально все, от Владимира Путина до Капитолины Кокшеновой. Эти же герои, картонные ростовые фигуры, потом играют прихожан церкви, в которой Пушкин случайно одарил Гоголя своим сюжетом.

На сцене творится по-крымовски высокохудожественный бардак. Очень многие тайны театрального производства легко выносятся на сцену, где больше не делается различия между простым смертным зрителем и таинством великого искусства. И в этой атмосфере Крымов легко и непринуждённо поднимает самые глубокие и вечные вопросы – о душе, взаимоотношениях, литературе. Даже без цитат из Пушкина и Гоголя зритель вместе с актёрами размышляет все о тех же идеях, которые раскрывает Гоголь в своём так и не законченном романе. А цитата в итоге все же звучит – самая легендарная, о тройке-птице, о Руси, которая ничуть не изменилась, и тройка эта и правда взлетает ввысь и не даёт ответа. Ни немного карикатурному Гоголю, ни авторам спектакля, ни зрителю.

Создатели обещают, что нас ожидают ещё как минимум три спектакля из этой серии. Если учесть, что спектакль о Пушкине заканчивается смертью поэта, а спектакль о Гоголе начинается кисельной лужей крови «нашего всего», остаётся только предвкушать, как будут связаны следующие части.

 

Информация о билетах

фото sdart.ru