READING

«ЦИМ. Обет: эмиграция из зоны комфорта»....

«ЦИМ. Обет: эмиграция из зоны комфорта».

Молодой врач из Швейцарии работает в благотворительном медицинском центре «Надежда» в Абиджане. Лечит в ужасных условиях и практически при полном отсутствии инфраструктуры больных детей. Спустя пять месяцев пребывания в Кот-д`Ивуар, Тим – так зовут врача – летит домой, к семье, невесте, друзьям, хорошей стабильной работе в швейцарской клинике. Но вдруг самолет начинает падать, и Тим дает себе обет: «если я уцелею в этой авиакатастрофе, то вернусь в центр «Надежда» до конца своих дней». Самолет сел на воду, Тим выжил – в числе многих других пассажиров. Наступило время сдержать обещание, данное… – кому?

Спектакль начинается со сцены легкой тряски в самолете, знакомой, пожалуй, каждому, кто летал хотя бы пару раз в жизни. Четыре человека с бумажными костюмами в руках окружены с трех сторон рейлами, завешенными десятками таких же костюмов. Самолет, пассажиры? Клиника, толпа? Швейцария или Западная Африка? Пациенты, знакомые, друзья, общество? Вероятно, все сразу. Каждый из четырех актеров – попеременно – то рассказчик, то герой. Нервное дребезжание посуды и откидных столиков, однако, постепенно переходит в настойчивую тряску, которая невольно заставляет понервничать зрителя.

Потом действие в самолете режиссер ставит на паузу и переносит повествование в Абиджан на несколько месяцев до этого, яркими штрихами прорисовывая колоритную, но от этого не менее ужасающую картину повседневной жизни Тима, других врачей и приехавшей в гости его невесты Сары – глазами современного европейца. Духота, жара, грязь, антисанитария, отсутствие нормальных условий не только для лечения и спасения жизней, но и для самой жизни, равнодушие, постоянное ожидание – то воды, то необходимой групп крови для переливания,- не говоря уже о малярийных комарах и огромных пауках – всё это, что называется, выводит далеко за пределы зоны комфорта даже по описанию, репликами актеров со сцены. Невольно проводишь параллель с булгаковскими «Записками юного врача» и поражаешься, неужели сто лет спустя такое все еще возможно и актуально: разрыв возможностей, нехватка врачебного инструментария, который бы – окажись здесь и сейчас – спас бы десятки жизней. И тем более сумасшедшим и трагичным кажется выбор Тима сдержать обет и вернуться навсегда в Абиджан и бороться с ветряными мельницами, зная, что на родине ты мог бы лечить, оперировать и спасать намного успешнее, чем в этом африканском болоте.

Доминик Буш – швейцарский драматург, автор пьесы, фокусируется на остром социальном вопросе: ответственность перед обществом, ответственность за свой выбор и решение, которые кардинально меняют личную жизнь главного героя и его карьеру, – почему они так важны, почему этот долг перевешивает всё остальное, что важно герою? Режиссер спектакля Тимур Шарафутдинов добавляет объема этой проблематике и с помощью постановочных приемов и эффектов – света, звука, проекций – заполняет процесс нравственного выбора и реализации решения мистическим, даже сакральным содержанием. Выбор Тима иррационален, но он сделан добровольно, без давления, не под влиянием страха. Хотя страх, конечно, был.

После рассказа о жизни в Африке зрителя возвращают в тряску в самолете, погружая в максимально некомфортное состояние, буквально окуная в страх настолько, что, пожалуй, каждый хотя бы на мгновение становится аэрофобом. Но Тим не испугался, не наобещал в панике или сгоряча. Он сделал выбор. Еще там, в самолете, при падении. Ему не нужны объяснения, логические доводы, аргументы против решения уехать в Абиджан навсегда. В его решении нет юношеских высоких порывов души – лечить бедных больных людей в Африке ради блага во всем мире. Единственный аргумент – Тим дал слово и должен его сдержать. Дал слово себе и самому обету.

Спектакль «Обет» – история про обещание, про нелегкий выбор, про путь к выполнению долга, с которого нельзя свернуть ни при каких обстоятельствах, каким бы странным и не понятным для окружающих был наш нравственный ориентир.

Информация о билетах

текст Алена Азаренко

фото meyerhold.ru