READING

«Ленинград 42/59». Люди, потерявшие любовь...

«Ленинград 42/59». Люди, потерявшие любовь

В Театре-студии «15» под руководством Дмитрия Бикбаева премьера спектакля «Ленинград 42/59». В основе — пьеса Алексея Арбузова «Мой бедный Марат», а также отрывки из дневника драматурга. Работа приурочена к 75-й годовщине прорыва блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

Пока собираются зрители, на сцене уже идет действие. Персонажи, словно призраки прошлого, бродят по сцене, слышится множество голосов. И в этой какофонии можно различить отдельные фразы. «Лика, 1926 год рождения… 1926 —год дождей…»

Мы узнаем обрывки фактов из жизни людей того времени. Декорации — кирпичные стены, посреди сцены — трюмо. Окна свисают, как клетки или обломки прежней жизни. Звучит живая музыка, скрипка напоминает звуки выстрелов или взрывов бомб.

Фото: пресс-служба театра-студии «15»

Атмосфера тревоги нарастает. И кажется, что это просто какой-то фильм ужасов. Актеры объявляют начало первой сцены: «Ленинград. Блокада. 30 марта 1942 года. Зима выдалась суровой. Минус 35. Люди умирали, но их не успевали хоронить». Сцена превращается в небольшую комнату в полуразрушенном доме, где у буржуйки сидит молодая девушка Лика — главная героиня. Совсем скоро на сцене появится молодой человек, чье детство прошло в этой квартире. Теперь Лика не одна, и ей уже не так страшно переносить те минуты, когда снаряды затихают, и царит зловещая тишина. Они быстро проникаются друг к другу, ведь общее несчастье, война делают их близкими людьми. Потом в их маленьком мире появляется третий герой — Леонидик. Он читает нараспев стихи, а другие ребята заботятся о нем, в ожидании, когда он пойдет на поправку.

Фото: пресс-служба театра-студии «15»

Перед нами история двух молодых людей, которые полюбили одну девушку. Война, блокада становятся лишь фоном для рассказа о простых человеческих судьбах. Каждый понимает, что кто-то должен уйти. И Марат принимает решение оставить Леонидика и Лику в своей квартире. Арбузов писал в своем дневнике: «Мне привиделась пьеса. Человек не делает до счастья пару шагов. И не сделав этот шаг, летит…» Именно об этом пишет драматург, именно про утраченное счастье рассказывает режиссер в своем спектакле.

Фото: пресс-служба театра-студии «15»

Дмитрий Бикбаев выбирает жесткие формы. Если говорить о жанре спектакля, то это драма с элементами «хоррора», быть может, даже «театр жестокости» Антонена Арто. Герои существуют в некоем архетипическом мире войны, где царит насилие и бессознательное. Они постоянно кричат, говорят на повышенных тонах, какими-то отчаянными, утрированно-пронзительными голосами. Но в игре актеров не чувствуется жизни, есть ощущение, что это крики и вопли из прошлого, населенного призраками блокады.

Фото: пресс-служба театра-студии «15»

В финале спектакля мы видим совершенно несчастных людей. Пьяный Леонидик перекрикивается с Ликой. И вдруг появляется он — любовь ее жизни. Но момент уже упущен. Марат находит своих друзей на дне. И его жесткие поцелуи и объятья уже не могут вернуть прошлого. Герои сбрасывают с себя призрачные маски и обращаются к залу со своим посланием. «Сотни тысяч людей погибли, чтобы мы были счастливы… Пока вы живы — всё можно исправить».

 

Автор — Татьяна Панкова

Информация о билетах