В рамках фестиваля «Перформанс в ЦИМе» актерами Мастерской Дмитрия Брусникина был представлен перформанс «Лес» по одноименному философскому труду Владимира Бибихина — советского переводчика, филолога и, собственно, философа.
«Мы окружены лесом со всех сторон, вплотную, и то, что кажется интимно нашим, наша мысль, не в лучшем положении, чем наши настоящие тела. Лес всегда уже успел сомкнуться вокруг»
Вообще в мировом значении лес — это немыслимо масштабный, идущий сквозь историю, культуру и время образ, который тесто связан с человеком.
У режиссера Дмитрия Мелкина («Тела авангарда», «360 градусов») «Лес» — это прежде всего пластический спектакль, реализуемый как в живой природе под открытым небом, так и на сцене театра. И это тот самый случай, когда форма представления идеально подходит для визуализации такого сильного философского трактата, ведь Бибихин рассматривает прикосновение к лесу (и всем природным сферам вне цивилизации) через аналогию обращения к собственному телу.
Действие на сцене ясно затрагивает вечную тему «что есть мужское» и «что есть женское», и как эти начала взаимодействуют. «Женское» — это начало, это природа, это мать, это прежде всего содержание, которое могло бы обойтись и без мужского. А мужское — это нечто сознательное, имеющее цель и вершину, нечто неуловимое и как бы ненужное, которое тем не менее составляет смысл жизни человека. И в спектакле они вовсе не две противоположности, а две сложности — женщина будто пресекает действия мужчины, одергивает от себя и контролирует.
Красивая современная и в то же время немного первобытная хореография в чистых лесных декорациях идейно связана с видео-артом: в центре композиции находится круг, на котором меняются черно-белые лесные пейзажи и фрагменты архивных съемок (естественно, в которых фигурирует лес).
Этот театр можно было бы назвать «коммуникацией 360» — тут сплетены пластика, музыка, видео, песни, горящие венки, развевающие по залу запах костра, элементы акробатики (падающие, как рубленые стволы деревьев, брусникинцы, конечно, завораживают). И этому зрелищу, пожалуй, нет аналогов на нашей современной сцене, за сим — определенно, как говорится, must see.
Автор статьи Анастасия Киндаева
фото: meyerhold.ru
NO COMMENT