В Театре на Бронной состоялась премьера спектакля «Калина красная» по одноименному произведению Василия Шукшина. Кажется, что Шукшин уже полностью раскрыл свою историю как в самой повести, так и в её экранизации. Что же можно добавить? Режиссёр Марина Брусникина, взявшись за этот текст, решила сосредоточиться на внутренних переживаниях героев и их сущности, которые постепенно раскрываются перед зрителем.
Режиссёр не открещивается от повести и фильма. Наоборот, она их всячески подчёркивает. С титров, завершающих кинопоказ, начинается сценическая история Егора «Горе» Прокудина, покидающего тюрьму и пытающегося построить новую жизнь вне воровской шайки, но так и не сумевшего из неё вырваться. Повесть же от начала до конца с героями и зрителями. Авторская речь звучит из уст всех актёров, перемежаясь с репликами их персонажей. Текст проецируется на задник и рамку сцены, принимая различные формы — от бутылки и бокала до коровы и даже романтично прикидывается звёздами.
Герои постепенно обретают объёмность, а пространство вокруг них наполняется элементами декора (художник-постановщик Нана Абдрашитова). Всё, что появляется на переднем плане, остаётся на сцене, лишь немного смещаясь в сторону: красный диван, стол с посудой, телефонная будка, берёзки. Только огромное бревно почти всегда в центре. Крутится, вертится, как и главный герой в своей неприкаянности, оторванности от всех вокруг и неизбежном одиночестве.
Брусникина не исключает эпизоды и не добавляет новые — она следует за текстом Шукшина. Но часть действия лишь проговаривается актёрами, не проживается ими. Однако это не снижает накал эмоций. Напротив, история становится более душевной и трогательной.
Не только Марина Брусникина не соревнуется с Шукшиным, но и актёры не пытаются ни подражать, ни вступать в противоречие с теми, кто давно ассоциируется и с Егором, и с Любой. Артём Быстров хоть внешне немного и напоминает Василия Шукшина, не стал заложником известного образа, сумев прожить героя по-своему, но не менее искренне и достоверно. Катерина Васильевна, напротив, совсем не похожа на Лидию Федосееву-Шукшину. Но её Люба получилась такой простодушной и непритворной, что сложно сказать, кому из актрис веришь и сочувствуешь больше.
Точно знаешь, что в этой истории нет счастливого финала. Но до самого конца спектакля не хочешь осознавать это и надеешься, что сейчас всё будет иначе. Пусть не как в сказке, но и не как у Шукшина. Потому что тяжело не поверить в возможность и даже обязательность счастья и для Егора, и для Любы. Таких настоящих, искренних и точно его заслужившихся. Но нет, точка в этой истории у Брусникиной в том же месте, что и у Шукшина.
Текст Юлия Фокина
COMMENTS ARE OFF THIS POST