Определив направлением минувшего года исследование взаимосвязи танца и архитектуры, Context. Diana Vishneva — уже не только фестиваль, но и платформа поддержки и развития российской хореографии — в 2024 году показывал свои спектакли в различных современных культурных пространствах. Первым, для весеннего открытия сезона, площадку для проекта «По ту и по эту сторону», состоящего из танцевального перформанса и выставки, предоставил петербургский Левашовский хлебозавод. Летом в нижегородских Пакгаузах Context показал премьеру «Горький. Балет», а в 30 километрах от Суздаля на территории экспериментальной площадки ГЭС на Нерли представил проект Energia — серию перформансов современного танца и художественных инсталляций.
Продолжая взаимодействовать с пространством и архитектурой и изучать их влияние на танец, финальную премьеру прошлого года Context. Diana Vishneva представил в Москве. «Белую комнату» специально для Зала Зарядье создали хореограф Павел Глухов — когда-то «выпускник», а ныне куратор фестиваля — и композитор, философ и уже легенда Владимир Мартынов, написавший музыку для ударных и органа.
Создатели спектакля хотели быть свободными от каких-либо ассоциаций. И дать такую возможность зрителям. И выбрали они для этого прямой путь. Во-первых, оказались от каких-либо философствований в описании спектакля. Излишнее погружение в смыслы и отсылки к источникам вдохновения, от которых порой не могут отказаться авторы, ненароком способны утяжелить восприятие зрителя. Бывает, что в поисках заложенного не удается найти своё, а это в современном танце, пожалуй, главное. Во-вторых, решили очистить музыку от каких-либо возможных коннотаций. Опасность таилась в органе и возможных религиозных ассоциациях, которых композитору нужно было избежать. И в-третьих, «раздали» зрителям по белому листу, на котором каждый мог бы изобразить своё. Условно, конечно. И нужно сказать, что задуманное удалось.
Белые листы оказались не только воображаемыми, благодаря отсутствию ассоциативности самого спектакля и музыки, но и почти буквальными, обыгранными в сценографии. Бескровное и изначально безжизненное полотно со сцены было натянуто на импровизированный задник. И именно оно и стало той белой комнатой, в которой каждый смог прочесть свою историю.
Ознакомившись с анонсом, представляющим авторов проекта, обманчиво можно было подумать, что в спектакле будут две главные составляющие, конкурирующие за первенство или его разделяющие, — хореография Павла Глухова и музыка Владимира Мартынова. По факту на один уровень с ними вышли свет и видео (художники Арсений Радьков и Алексей Бычков). Шуршащий чёрный, искрящийся белый и раскалённый красный поглотили цветовую одноликость, не дали проснуться скуке и поделили на три части, поровну с танцем и музыкой, пространство в зале.
Вторая обманка — размеренность, если не монотонность, с которой начался спектакль. Многоголосый танец поначалу растворялся в медитативном звучании органа и белом полотне, смешивался со звуком и умиротворенно обволакивал. Потом, благодаря игре света, тени — серые и привычные — дополнили действие, создав второе полчище танцовщиков. А вслед за ними в зал ворвались ритм, цвет и видео. Блеклые тени плотной массы людей исчезли, чтобы в конце стать разноцветными и подарить уникальность тем, кто их отбрасывает. Полифонический танец, с одной стороны, контрастировал с монополистическим звуком — орган (Софья Иглицкая) и ударные (Евсей Зубков) в основном поочередно солировали и почти не звучали параллельно, — а с другой стороны, идеально друг друга дополняли. А современное пространство Зала Зарядье искусно им подыграло.
Если сфокусировать внимание на самом танце, то и он вначале обманул своей будто бы скромной одухотворенностью и хореографическим веганством, а потом окрасился и мощной телесностью, и животной плотоядностью. Танцовщики труппы Context умело передали и витиеватую пульсацию хореографии Глухова, и ёмкую плотность музыки Мартынова.
В следующий раз «Белую комнату» можно будет увидеть 24 февраля 2025 года уже в другом пространстве — Концертном зале им. Чайковского, месте с совсем иной энергетикой, наполненностью и историей. Интересно, как оно будет взаимодействовать с танцем и изменит ли его восприятие.
Источник фото: официальный сайт Context. Diana Vishneva
Текст Юлия Фокина
COMMENTS ARE OFF THIS POST