В начале сезона в СТИ состоялась премьера спектакля «Чеховъ. Вишнёвый садъ. Нет слов!» по мотивам известного произведения А.П. Чехова, над которым работала прекрасная команда: режиссер Сергей Женовач, художник Александр Боровский, художник по свету и композитор Григорий Гоберник. Спектакль, на который непременно надо приходить заранее, угощаться вишневым вареньем, а после спектакля рассматривать выставленный в фойе «Проект дачных участков г-на Ермолая Лопахина для сдачи в аренду».
Сразу стоит отметить, что слова в спектакле есть, и их достаточно, но возникает ощущение, что героям не хочется произносить. Да и самое важное на сцене будет сказано «безмолвно». «Трудно найти слова, когда действительно есть, что сказать», – писал Эрих Мария Ремарк и был прав.
Заходя в зал, постоянные зрители этого театра останавливаются в недоумении: сцена закрыта занавесом, который практически никогда не используется в этом пространстве, но сегодня – отдельный и важный персонаж. Начинается спектакль, появляется Фирс, с трудом открывает тяжелый занавес цвета вишневого варенья, как будто отворяя двери соскучившегося по хозяйке дома. Зритель ожидает увидеть богатую обстановку имения, а на сцене нет абсолютно ничего, она пуста. Опустеют и сердца тех, кто навсегда его лишится.
Если занавес – одновременно «тихий» символ былого богатства и, позже, смерти, то самым «громким» и «говорящим» в спектакле стал багаж, который долго, нарочито шумно и бесцеремонно выносят через весь зрительный зал в момент прибытия из Парижа, и оставляют на сцене, сразу обозначая, что никто в имении не задержится. Также громко и долго его будут уносить и в конце, а за ним почти не слышно уйдут со сцены все герои. Собранная в несколько чемоданов жизнь…
Спектакль хочется сравнить с очень дорогим, хорошим красным вином, оценить букет которого смогут лишь те, кто действительно знает в нем толк. Сергей Женовач подарил зрителям выразительно красивую постановку во всех смыслах этого слова, а актеры этот подарок наполнили смыслами. Здесь важен каждый жест, взгляд, вздох, вдох и выдох.
Ольга Калашникова в роли Раневской – просто блистательна! Она как будто бы и здесь, в имении, волнуется о судьбе сада, но мысли ее в Париже, она отстраненна, ей хочется скорее вернуться к тому, кого она любит, несмотря ни на что, и это выражается в каждом ее жесте. Ее брат Леонид (Алексей Вертков) – почти молчаливая тень, ведь любая попытка высказаться, заканчивается просьбой помолчать. Абсолютно на своем месте и Иван Янковский в роли Ермолая Лопахина. Самоуверен, чуть нагловат, занят только собой, не замечая, что его никто не слушает и он никому не интересен со своими дачниками. Он – бездушная стена, которую безуспешно пытается разрушить влюбленная в него Варя (да, именно влюбленная). Каждый персонаж абсолютно идеален в своем проявлении. Яша (Вячеслав Евланьев) настолько значителен в своей незначительности, что остается только восхищаться и пить с ним шампанское. Петя (Александр Медведев) будто сошел со страниц пьесы, по-другому его представить невозможно. Оскорбленная, но не сломленная Яшей Дуняша, возникающий из ниоткуда Епиходов в своих скрипучих сапогах, незаметная никому Шарлотта Ивановна.
Но центральный персонаж спектакля – Фирс (Юрий Горин). Он тот, кто был в этом доме всегда и не представляет себя больше нигде. Он и есть этот дом, этот сад. А потому финал спектакля безупречен: забытый всеми Фирс задергивает занавес, укутываясь в него как в саван. Прощай Фирс, прощай вишневый сад…
Текст Екатерина Брушлинская
COMMENTS ARE OFF THIS POST