IX Международный фестиваль современной хореографии Context. Diana Vishneva, который будет проходить на площадках Москвы и Санкт-Петербурга по 4 октября, открылся спектаклем FN эстонской танцевальной компании Fine5 Dance Theatre – одной из самых известных трупп современного танца в Эстонии, основанной ещё в начале 90-х годов прошлого века.
FN – спектакль о нашем времени и нашего времени. Он о пандемии и карантине, которые затронули всех и каждого. Это истории пяти танцовщиков, написанные и рассказанные ими, собранные воедино хореографом Рене Ныммиком.
На сцене поочерёдно предстают монологи исполнителей. Это их рассказы о чувствах и эмоциях в период карантина и потерянного времени. И хотя ограничения были едиными для всех, то что мы видим на сцене, показывает различное переживание этого периода. Для кого-то это познание себя и границ – чётко очерченных комнатой в период карантина и белым прямоугольником на сцене. Танцовщик в этом прямоугольнике в такой же западне, в какой он был у себя дома. Первые его движения – приземлённые, почти ползущие, которые постепенно отрываются от сцены. Нерешительные шаги, замедленные движения – всё это попытка заново осознать окружающее пространство, которое он будто впервые видит и иначе ощущает единственно оставшееся у него. Его энергия и танец движутся скачками, то затухая, то набирая обороты. Но наступает пик, и он отрывает белые линии скотча от пола, сматывая в ненужный комок, разламывая границы и перебрасывая этот сгусток другим появившимся на сцене артистам. И в этот момент яркий луч света разрывает темноту сцены и неминуемо тянет всех к себе. Танцовщики поочерёдно стремятся этому яркому привету из прошлой свободной жизни, но другие оттягивают от него, словно напоминая, что назад пути нет и не будет.
И снова монолог, но уже другого исполнителя. Мы видим сексуальную вспышку, которая переходит в агрессию. Здесь уже нет нерешительных, замедленных движений. Резкие толчки тазом не оставляют двусмысленности. Появление на сцене ещё одного персонажа – девушки – не делает эту часть диалогом. Этот всё тот же монолог – раздражённый и агрессивный.
Другая история – другие эмоции. Это рождение новой себя и новой жизни. Исполнительница фактически стоит на одном месте, как бы прорастая из сцены, а все её движения – это движения рук и корпуса. Не зря в этот момент на заднике проецируется видео с набухающими почками, из которых пробиваются листья: сначала чёрно-белые, затем обретшие свой истинный зелёный цвет. Лишь в конце своего высказывания танцовщица раскручивается будто в вихре, обретая новую себя и новую жизнь.
Важно, что монологи артистов перемежаются с их совместным танцем. При этом, находясь в одном ритме, движения у них разные, что лишний раз подчёркивает то, что восприятие любой единой для всех ситуации у разных людей различно. Они лишь замирают одномоментно, чтобы продолжить дальше каждый со своей историей. А все их монологи – будто дневники, начатые в период карантина, чтобы было куда выместить все скопившиеся эмоции.
Музыка, созданная Валентином Силченко и Рене Ныммиком, также меняет свои настроения по ходу спектакля: вначале она словно пробивается из-под сцены, потом то сменяется военным маршем, то заменяется стуком ножа и хрустом нарезаемой капусты, то салютует взрывами и раскатами.
Артисты, поначалу одетые лишь в майки и трусы, в конце надевают на себя полупрозрачные сплошные комбинезоны разных цветов. И только после этого их движения и танец приобретают синхронность и общий рисунок. Они словно смирились с ситуацией и научились жить по её правилам.
FN – это Fake News (фальшивые новости), которые окружали всех и каждого во время карантина, создавая те самые разные настроения, нашедшие отражение в этом спектакле. И, пожалуй, каждый увидевший его также прочтёт свою историю, свои эмоции и мысли, ведь это то, что пережил каждый и всем есть над чем порефлексировать.
Текст Юлия Фокина
NO COMMENT