READING

«Лето, зима и весна священная». Кровавый гимн плод...

«Лето, зима и весна священная». Кровавый гимн плодородию от «Балет Москва»

«Лето, зима и весна священная» хореографа Артура Питы, которую, конечно же, для простоты хочется сократить до «весны священной», такой родной и знакомой русскому человеку. На самом деле эта постановка пусть и вдохновлена музыкой Стравинского и частично на ней основана, сильно больше и объемнее исходного материала.

Сам Пита отмечает, что этот спектакль ему хотелось поставить именно с русскими танцорами, и как дань балету «Весна священная», и как возможность показать и использовать в постановке русский дух.

Новый спектакль «Балет Москва» выходит за грани обычного балета, да и сами непосредственно танцевальные номера в явном виде появляются больше во второй половине спектакля. Это полноценная драматическая работа, основанная на множестве аллюзий. Ее очень интересно разгадывать, искать смыслы, додумывать предысторию героев, этого мира, в котором они оказались. По версии Пита мир «Лето, зима и весна священная» – мир постапокалипсиса, когда человечество снова оказалось в нулевой точке развития. На ум сразу приходят все прочитанные антиутопии, все современные франшизы, ты додумываешь его себе до микродеталей. Этому способствует и то погружение, которое ждет зрителя перед началом. Мы уже среди этих странных и страшных черных шаманов в масках с рогами. Железные клетки, по краю которых вынуждены идти зрители, жертвенный камень посередине – все настраивает на не слишком оптимистичный лад. 

Самое страшное, что все время спектакля в голове живет мысль, что это может происходить и сейчас. Страшные жертвоприношения, сепарация, очередной виток истории Ромео и Джульетты – ведь костюмы героев вначале так похожи на наши, и виниловый проигрыватель, на котором включат ту самую последнюю пластинку этой общины, как раз «Весну священную», тоже знаковый для нас предмет быта. Художник-постановщик Янн Сеабра и художник по свету Нарек Туманян создали до дрожи знакомый и пугающий мир. 

Представить такую постановку с иной, чем «Балет Москва» труппой, невозможно. Их внутренняя свобода танца, полная отрешенность от рамок классической хореографии – все это создает на сцене какую-то иную, новую грань искусства. «Лето, зима и весна священная» очень гармонично встраивается в репертуар труппы. Это тот момент, когда, увидев кусочек спектакля или фото, ты точно скажешь, что за команда за ним стоит. 

Все восемьдесят минут действия ты как зритель постоянно вовлечен. Ты ждешь страшной развязки, но глаз отвести не можешь. Музыка сфер и кажущиеся такими настоящими шаманские обряды на сцене завораживают, а ноги сами пускаются в пляс во время «народных гуляний» и ах как хочется схватить ту алую ленту! Энергетически очень мощный спектакль, способный пробудить разное в душе человека. Большая удача и приобретение в репертуар!

Билеты

Текст Ольга Шишорина