READING

Новые «Страсти по Бумбарашу», как же хорошо, что о...

Новые «Страсти по Бумбарашу», как же хорошо, что они с нами

Под конец театрального сезона Театр Табакова выпустил главную свою премьеру – восстановленные «Страсти по Бумбарашу». Возвращения спектакля хотел сам Олег Павлович, и теперь театр отдает этот своеобразный долг. Конечно, очень сложно удержаться от сравнений и тем более, что в наш вечер в зале был и «принимал» спектакль сам Евгений Миронов, игравший Бумбараша 18 лет.

Историю Бумбараша именно в версии Ким-Дашкевич (а не исконные рассказы Аркадия Гайдара) знаешь с детства, песни – помнишь наизусть. Один из первых наших мюзиклов, трагическая история человека посреди Гражданской войны. Простой парень Бумбараш и его растерзанный мир.

Нынешняя версия масштабнее, эпичнее и задействует все возможности сверхоснащенной сцены на Сухаревской. Все здесь стало больше: и артистов в разы, и сценография развернулась, и даже бомба в руках Яшки-Коммуниста не малютка, а таких размеров, что заметна будет и с самых задних рядов. Но на этом сравнения хотелось бы закончить. Это самобытный спектакль, с совершенно новыми акцентами действия.

Участвует почти вся труппа театра. Ныне именитые и заслуженные, бандиты и красные старого спектакля, теперь белая гвардия, а Александр Фисенко – уже Василий Иванович и рассекает на гироскутере. Традиционно в спектакле задействованы и студенты ТШТ. И если в «И никого не стало» это безликие индейцы, то здесь полноценные участники – и белые, и красные, и бандиты. А некоторые, как выпускник этого года Антон Рогачев (мы писали о нем в обзоре спектаклей ТШТ  и рекомендуем запомнить это имя на будущее), засветились в каждой из трех.

Здесь совершенно пронзительная белая линия. История Софьи Николаевны и Ильина стала в разы глубже, а вальс белых и бандиток просто нельзя смотреть без слез. Словно перед твоими глазами проносится эпоха, почти призрачная и уже в ошметках. Софья Николавна-Сонька-Сонечка – это победа Чиповской. Она в этой роли воистину роскошна и мощна. Страстная, отчаянная, жестокая, повелительница-атаманша, секунда, и вот уже это хрупкая, влюбленная, отчаявшаяся женщина, еще секунда – и снова лютая предводительница банды.

Спектакль полон актерского восторга и какой-то лихости. Как знаменитая бумбарашевская гармонь, которая вроде бы достигла своего возможного предела, но при этом все увеличивается и увеличивается. Два часа чистого драйва и упоения. В какой-то момент этот вихрь тебя уносит за собой, и ты ловишь себя на том, что и песни поешь уже почти в голос, и пританцовываешь сидя. А песни так будешь потом петь еще неделю минимум, проверено.

Все роли выверены, даже уже на предпремьерных показах не было ни провисающих моментов, ни выпадений из этого бешеного ритма. В центре, конечно, Севастьян Смышников. Зрители Табакерки уже могли его заметить в роли слуги Ковьеля в “Мольер, avec amour”, но нынешняя премьера – первая главная роль и сразу Бумбараш. «Наследовать» Миронову и Золотухину, априори, тяжело, но он очень (и ожиданно) хорош. Эту оценку можно понять, лишь посмотрев сам спектакль и оценив весь масштаб эмоциональной и физической вовлеченности в роль. В драматическом театре редко прерывают действие аплодисментами, но после той же «Ох ты, боже мой» удержаться нелегко. Браво, и пусть это будет лишь начало.

Отдельно хочется выделить финальную сцену и бездушный перст судьбы в виде взбесившегося пулемета. Ни нашим, ни вашим, никому. Очень сильно. И очень человечески больно.

Этот «Бумбараш» определенно тоже будем легендарным.

Билеты

Текст Ольга Шишорина