READING

«Мертвые души»: дерзкий, шикарный галопад Марии Ар...

«Мертвые души»: дерзкий, шикарный галопад Марии Ароновой и Владислава Гандрабуры

Новую роль Марии Ароновой мы ждали слишком долго, и очень знаково, что это своеобразное возвращение на сцену Вахтанговского ей подарил ее учитель Владимир Иванов. Это их шестая совместная работа, и надо отметить, что этот тандем великолепен.

На сцене двое – Мария Аронова и ее сын Владислав Гандрабура, не уступающий своей матери в артистизме ни на йоту. Два артиста, появляющиеся вначале на сцене в дорожных костюмах и кепи, постоянно меняя роли и маски, вдвоем рассказывают нам всю поэму Гоголя. Получается такой трибьют эстетике раннего Вахтанговского театра, где маски напоминают о великой «Принцессе Турандот», а пластика (ей мы обязаны Сергею Землянскому) просто вне комментариев.

Спектакль поставлен в жанре «галопад», которое определяется как «особая пляска, в которой кавалер с дамой, обняв друг друга, скачут оба вместе». Владимир Иванов об этой работе говорит, как о гимне актёрству, Театру в целом. И надо сказать это так. «Мёртвые души» Иванова – это торжество театра и признание ему в любви. Не зря этот спектакль появился сейчас, в юбилейный для Вахтанговского год. Здесь столько зашито аллюзий и сносок, что лишь успевай угадывать. В образах помещиков легко узнаются герои советских сказкок: вот совсем миниатюрный Чичиков сидит в великанском кресле в гостях у Собакевича и сразу вспоминается мультфильм «Кот в сапогах», а вот появляется Плюшкин один в один Баба Яга Георгия Милляра, или костюм одной из двух приятных дам, который полностью повторяет образ Рины Зеленой в «Приключения Буратино». Даже в самых второстепенных героях кто-то да припрятан: учитель Чичикова в гимназии с усами и фуражке напоминает Сталина, а разговор двух «искренних приятельниц» шоу «Одна за всех».

Спектакль длится 2 часа 40 минут, и если за это время обычно на сцене успевают показать лишь похождения взрослого Чичикова, ту самую погоню за мертвыми душами, то здесь все первое действие посвящено становлению Павла Ивановича от самого момента его рождения. Мы уже совершенно о них забыли, но и размышления о полноте героя, которые кокетливо отыгрывают немного корпулентные Аронова с Гандрабурой, и рассуждения о его добродетельности – все это находится в тексте Гоголя и заботливо возвращено зрителю. «Чи?-Чи!-Чичи?-Чичи!» – перекатывается на языке – и вот, рожден герой, наш предтеча Остапа Бендера. С Чичиковым случается столько перипетий, что, конечно, герой не может остаться прежним. За сменой образов следишь как за игрой в наперстки. А затем на поклонах открывается, что все было еще сложнее. История показана почти полностью, лишь убрана история капитана Копейкина, да вся городская часть после поездок к помещикам показана пунктиром. И нет легендарных шашек у Ноздрева, пусть их и пообещают со сцены сами артисты. Но образ Ноздрева получается и так достаточно полон и ярок, его присутствия на сцене хватает.

Максим Обрезков, бессменный художник Вахтанговского театра, создал интереснейшие пространство и костюмы. Чего стоит лишь идея с маской Чичикова: Николай Васильевич получается неразрывен со своим героем. Эта маска (немного напоминающая темного лорда ситхов) становится своеобразным символом, так же, как и известный фрак «цвету наваринского дыму с пламенем». А панталоны Манилова… Или театр в театре: будто старая синематека, и вот тени героев движутся в своем собственном кино, а тантамарески кружатся в вальсе настоящего бала. Все же Обрезков – это знак качества.

«Мертвые души» в Вахтангова нельзя назвать каноническими, это бесспорно очень авторское произведение. Бесконечно легкое, игривое и при этом очень изящное. Отличный подарок мэтра к юбилею родного театра!

Билеты

Текст Ольга Шишорина

фотографии: Театр Вахтангова