READING

“Сага века. Битва за любовь” в Школе д...

“Сага века. Битва за любовь” в Школе драматического искусства. Так кто же главный?

В апреле 2021 года в Школе драматического искусства прошла премьера спектакля “Сага века. Битва за любовь”. Авторами постановки выступили Игорь Яцко и Мария Зайкова, они же и исполнители главных ролей. Спектакль поставлен по роману в стихах шведской писательницы – феминистки Эббы Витт-Браттстрём, в переводе Наталии Пресс и Полины Лисовской. Автор произведения пошла на эксперимент и использовала в романе стиль пуантилизма. Данный стиль обычно используется в живописи.

Автор “Сага века. Битва за любовь” перенесла этот стиль в текст при написании своего романа. По мнению авторов спектакля, «одним из самых сложных моментов при подготовке к постановке – выучить текст, который зачастую построен вопреки логике». «Сага века. Битва за любовь» появилась в 2016 году и была принята неоднозначно. И это и прогнозируемо. Тема, поднятая в ней в последнее время, как никогда остро стоит в обществе.

Это история о супружеской паре, которая после тридцати лет совместной жизни, и десяти последних лет из них, находится в глубоком семейном кризисе. И как результат находятся на пороге расставания. На сцене мы видим двух главных героев – ОН (Игорь Яцко) и ОНА (Мария Зайкова). История о том, как взрослые люди не могут и даже не пытаются услышать друг друга. Постоянно, на протяжении последних лет, высказывают в адрес друг друга все больше взаимных претензий, упреков, обвинений. И это напоминает борьбу, а порой кажется, что идет война друг с другом за главенство.

История о том, как может разрушаться семья под натиском социума. ОН: «Ведь с ней так солидарна вся женская общественность». В роли этой общественности выступает «хор феминисток» (Анна Бабыч, Анна Букатина, Елена Гаврилова, Ольга Пенина, Екатерина Серебринская под управлением Светланы Анистратовой). Они одеты в стильные, брючные, черные костюмы. Думаю, что это не случайно, в таком виде легче соперничать с мужчиной на равных. «Хор феминисток» – социум не позволяет забыть о них, об их поддержке ни на миг, постоянно перемещается по пространству спектакля. Из разных точек «сцены» слышны их голоса, даже когда их нет на сцене в поле зрения героев и зрителей.

На глазах зрителей рассказывается история, которая возможно кому–то из нас хорошо знакома. ОНА – женщина, которая добилась успеха в социуме (сотрудник министерства). И думаю, что с этим успехом пришла смелость и желание отстаивать свои права, а также права всех «угнетенных» женщин. Она все чаще упрекает мужа, что тот принципиально не приемлет женщин вне дома и заботы о муже. Что он не уважает ее как личность, ограничивает ее свободу, не ценить её. ОН – тот, кому не нравится ее свобода и претить успех. “Хитростью и бабы могут многого добиться” – провозглашает ОН. Не допуская даже мысль, что женщина может многого добиться, не прибегая к хитрости. Не обходится здесь без вопроса алкоголя и рукоприкладства.

Думаю, что теми самыми «точками» в произведении, которые и отличают данное стилистическое направление пуантилизма, выступают взаимные упреки, на которых строится общение героев на протяжении довольно длительного времени. И говорят другу словами все, что думают, но при этом не слышат друг друга совсем: каждый словно произносит монолог, каждый лишь настаивает на своем. И чем дальше развивается история, тем реже получается осуществить и построить конструктивный диалог.

Хочу также отметить работу постановочной части: свет – Алексей Михалевский; видео – Александр Шапошников; реквизит –Татьяна Мишланова; помощник режиссера – Карина Заварина. Все в спектакле работает на общий замысел, становится незаменимыми элементами и весьма символично: и костюмы героев, и участников постановки, и музыка, и свет, и сценография. Здесь и красная дорожка поперек сцены словно прочерчивает черту между героями, их прошлым и настоящим, между их пониманием и пренебрежением к друг другу, любви и агрессии к ближнему. Внимательный зритель возможно обратить внимание, что ОН и ОНА одеты практически идентично: черные брюки, белые рубашки, поверх которых черные жилеты. ОН и ОНА оказываются равноправны. Это же находит подтверждение и в беседах главных героев. И кто здесь угнетенный, а кто угнетатель не сразу и поймешь.

Нежелание одной стороны истории идти к семейному психотерапевту и не желание искать компромисс, в свою очередь уравновешивает выстраданные признание другой о многолетнем молчании и того недовольства, которое накопилось и вышло в такой жесткой форме. Герои не сдерживают себя в выражениях. Они позволяют хлёсткие выражения в адрес друг друга, и чем ближе к финалу они все хлеще и откровеннее. Все звучит довольно резковато. И с каждым новым словом все еще сильнее нарастает. Например, ОНА, разыгрывая перед НИМ сцену покаяния на коленях, вновь резко встав с колен, отвешивает ему знатную пощечину. А Он? Ответить также грубо, как обычно?

Мария Зайкова о спектакле: «С тех пор, как произошла первая размолвка Адама и Евы, мужчина и женщина, продолжают выяснять вопрос: кто виноват? И это вечный диалог и спор: кто больше виноват, кто это начал, кто подлил масла…и т.д.  Этот разговор между мужчиной и женщиной продолжается по сей день. И не просто продолжается, он еще и обостряется».

Тема, поднятая в спектакле, не вопрос современности, и появилась она не «вчера». Она существует и в жизни, и в искусстве довольно давно. Но здесь, в спектакле – это современный язык, современные способы выражения данной темы. Затрагиваются такие современные и актуальные темы, как феминизм, равенство полов, ежедневные битвы за любовь.

И чем же в данном случае всё закончится? В какой-то момент кажется, наметился «положительный сценарий». И кажется, сейчас герои договорятся, попросят прощения за прошлые обиды, грубость, предательство и ложь. Ведь каждый здесь желает любви и доброты, тепла к друг другу.

«Как жить без любви?» – спрашивает ОНА.
ОН: «Что мужчины ждут от женщин? – и сам же отвечает «Доброты!»

Каждый мечтает вновь вернуться или хотя бы повторить то счастливое время, уют очага их дома, любви. И счастье через понимание и уважение вновь кажется таким возможным. Но поддавшись очередному влиянию социума, вновь вырастает стена непонимания и пренебрежения. Герои остаются на непримиримых позициях. Срывается по новой кто-то обязательно, вновь заходя на очередной «виток» претензий и упреков. Даже в определенный момент герои истории начинают двигаться по кругу. У истории, казалось бы, ожидаемо есть два варианта развития событий: либо им удаться договориться и будут они счастливы, либо разойдутся в разные стороны. Не все так просто. Каков финал? Финал… вас удивит.

По мнению создателей спектакля, возможно история, рассказанная в нем, позволит зрителю взглянуть со стороны и задуматься о «погоде» в его отношениях, а может даже послужит предостережением в острые моменты. 

Билеты

Текст Вера Рязанцева


Пуантилизм (фр. Pointillisme, буквально «точечность», от фр. point — точка) — стилистическое направление в живописи неоимпрессионизма, возникшее во Франции около 1885 года, в основе которого лежит манера письма раздельными (неизолированными) мазками правильной, точечной или прямоугольной, формы. т. е. рисование точками

INSTAGRAM
ldq.theatre