READING

Основатель двух театров: ко дню рождения Бертольда...

Основатель двух театров: ко дню рождения Бертольда Брехта

123 года назад, 10 февраля 1898 года в городе Аугсбурге на юго-западе Баварии родился Ойген Бертольд Фридрих Брехт – знаменитый немецкий драматург, поэт, прозаик, театральный деятель, режиссер и основатель легендарного театра “Берлинер Ансамбль”, основоположник “эпического театра”.

Непростой, насыщенный творческий и жизненный путь Брехта нашел отражение в его произведениях – стихах, новеллах, пьесах, – самые известные из которых стали настоящими хитами европейских театров и остаются популярными и по сей день: “Мамаша Кураж и ее дети”, “Трёхгрошовая опера”, “Добрый человек из Сычуани”, “Кавказский меловой круг”, “Страх и отчаяние в Третьей империи”, “Жизнь Галилея”, “Ваал” и другие.

кадр из спектакля “Барабаны в ночи” // Театр им. Пушкина

Будучи призванным в армию в 1918 году, Брехт трудился санитаром в военных госпиталях во время Первой мировой войны. В этом же году была написана пьеса “Ваал “(“Баал”), а годом позже – “Барабаны в ночи”. С ростом популярности национал-социалистов, в особенности после назначения Гитлера рейхсканцлером Германии, Брехт покидает с женой, немецкой актрисой Хеленой Вайгель, и детьми страну в 1933 году – с этого отъезда начинается долгий период странствий и переездов: Австрия, Дания (где была написана “Жизнь Галилея”, и начата “Мамаша Кураж”, оконченная уже в Стокгольме в 1939 году), Швеция, Финляндия (здесь в 1941 году Брехт дописывает финальный вариант “Доброго человека”, первая редакция которого увидела свет еще в Швеции годом ранее), США (где в 1945 году был окончен “Кавказский меловой круг”), визит в СССР, где Брехт живет больше месяца в 1935 году…

кадр из спектакля “Кавказкий меловой круг” // Театр Маяковского

Многие свои произведения Брехт переписывал неоднократно, некоторые пьесы имели по две-три, а то и четыре редакции: ранние опусы он переписывал, чтобы их приняли к постановке в литературных отделах немецких театров, пьесы поздних периодов он правил вновь и вновь под впечатлениями от происходящих политических и военных событий, разворачивающихся в тридцатые-сороковые годы в мире, в Европе в частности: одна за другой войны, революции, распространение фашизма, разгром стран и союзов, послевоенное восстановление…

Вернувшись в послевоенную Германию, не имея работы, не занимаясь театральными постановками много лет (в период этого своеобразного затишья были основательно доработаны ранее написанные произведения и теория «эпического театра»), – Брехт основал собственный театр – можно сказать, почти случайно. Поначалу “Берлинер ансамбль” был фактически студией при Немецком театр, который любезно приютил Брехта. В студийном театре, который в будущем планировалось превратить в полноценный репертуарный театр, постепенно собрались единомышленники Брехта – актеры, режиссеры, композиторы; также для участия в постановках привлекались вернувшихся из-за границы известных немецких театральных актеров и актеров собственно Немецкого театра.

В репертуаре нового театра были спектакли по произведениям Брехта, Горького, советских писателей и немецких классиков. Первой постановкой в 1949 году стал спектакль “Мамаша Кураж и ее дети” с Еленой Вайгель в главной роли (на сайте театра периодически размещают прижизненные записи спектаклей Брехта, так, во время карантина в 2020 году для всеобщего доступа была размещена видеозапись спектакля “Мамаша Кураж”).

кадр из спектакля “Добрый человек из Сезуана” // Театр им. Пушкина

Пьесы Брехта всегда пользовались особой популярностью в Советах: за право поставить “Трёхгрошовую оперу” в Москве боролись Камерный театр и Театр Сатиры. В итоге, лично договорившись с самим Брехтом, Александр Таиров получил возможность осуществить постановку, и премьера “Оперы нищих” (под таким названием впервые увидел свет спектакль в Советском Союзе) состоялась в Камерном театре в 1930 году. С постановки “Доброго человека” Юрием Любимовым началась история легендарного Театра на Таганке в 1964 году, а двумя годами ранее состоялась премьера первой в СССР постановки этой пьесы в Александринском театре (тогда – Ленинградском театре имени Пушкина).

“Кавказский меловой круг” шёл в разные годы в театрах Москвы и не только: так, спектакль Тбилисского театра имени Шота Руставели 1975 года в постановке Роберта Стуруа имел большой успех и был показан на гастролях по обе стороны Атлантики.

Комедия “Господин Пунтила и его слуга Матти” шла в театрах Вильнюса, Таллина, Москвы, а в Ленинграде была осуществлена радиопостановка.

кадр из спектакля “Господин Пунтила и его слуга Матти” // Театр Маяковского

“Жизнь Галилея” был поставлен в 1966 году Театре на Таганке Юрием Любимовым, главную роль сыграл в нём Владимир Высоцкий, в 1975 году состоялась премьера спектакля в МХАТе. (Примечательно, что в родном «Берлинер Ансамбль» в наши дни, конечно, с поправкой на пандемию, идет спектакль «Жизнь Галилея» продолжительностью более 6 часов, который оканчивается за полночь).

По мотивам пьесы “Мамаша Кураж” в 1985 году в СССР был снят двухсерийный фильм “Дороги Анны Фирлинг” (производство “Мосфильм”).

А вот, к примеру, пьесу «Баал» в Советском союзе не ставили ни разу, фактически она была под запретом. В новейшей истории отечественного театра была осуществлена постановка в 2018 году на сцене Центра имени Мейерхольда в Москве: спектакль режиссера Ивана Комарова с актерами «Июльансамбль» уже в конце 2020 года был отправлен в архив на пике популярности.

Вклад и масштаб фигуры Бертольда Брехта в европейском и мировом театре сложно переоценить. Творчество, наследие и влияние Брехта простирается далеко за рамки собственно театра или изданных произведений.

Мы составили подборку спектаклей по произведениям Бертольда Брехта в Москве (и бонусом – за её пределами), которые смотрели сами, а также собрали отзывы наших авторов о любимых постановках пьес Брехта в театрах столицы.

“Барабаны в ночи”, Театр имени Пушкина, режиссер Юрий Бутусов. Абсолютный хит театра, спектакль, после которого не выходят равнодушным. Лауреат премии «Золотая маска»-2018 в номинации «Драма/Женская роль второго плана» (Анастасия Лебедева). Подробнее о нем – в отзывах резидентов LDQ.

“Добрый человек из Сезуана”, Театр имени Пушкина, режиссер Юрий Бутусов.Ещё один многолетний хит театра по пьесе Брехта, ставшей культовой во всем театральном мире. Пьеса-парабола, по признанию самого писателя, самая сложная в работе за всю его творческую деятельности: задумав “Доброго человека” как бытовую притчу, Брехт сотворил эталон своего “эпического театра”. Лауреатр национальной театральной премии «Золотая Маска» 2014 г. — «Лучшая женская роль» (Александра Урсуляк).

“Кавказский меловой круг”, Театр имени Вл.Маяковского, режиссер Никита Кобелев. Джазовое роуд-муви, разворачивающееся в Грузии на фоне Второй мировой войны. История о цене бескорыстного поступка, переосмысленная притча о царе Соломоне и его суде над двумя женщинами, каждая из которых утверждала, что она мать одного и того же ребенка. Long List театральной премии “Золотая маска” 2017 (самые заметные спектакли сезона 2015-2016, по мнению экспертного совета Премии).

“Господин Пунтила и его слуга Матти”, Театр имени Вл.Маяковского, режиссер Миндаугас Карбаускис. “Народная комедия”, как определили жанр создатели спектакля, – о двойственной природе человека на фоне размышлений о судьбе Финляндии: о светлой и темной стороне, каждая из которых проявляется в разных обстоятельствах, и только лишь вдвоем характеризуют человека полностью. Блестящий дуэт Михаила Филиппова (Пунтила) и Анатолия Лобоцкого (Матти, его шофер).

“Мамаша Кураж”, Мастерская Петра Фоменко, режиссер Кирилл Вытоптов. Малый “Зелёный зал” Старой сцены театра ничуть не скрадывает масштабов трагедии Кураж, которая потеряла, а точнее, расплатилась своими детьми, простым обывательским счастьем на войне, на которой прежде думала заработать. Мамаша не смогла перехитрить того самого дьявола, о котором писал Брехт в эпиграфе к своей пьесе, – проиграв по всем фронтам. Постановка в современных декорациях и костюмах, без классической повозки с провиантом и всякой всячиной (непременный атрибут «Мамаши Кураж»), без странствий по географии войны и обозов: здесь к Анне война приходит сама, настойчиво стучась в ее жизнь, бесцеремонно отбирая дорогое и не ценимое ранее. В роли Анны Фирлинг – блистательная Полина Кутепова.

“Страх Любовь Отчаяние”, Малый драматический театр – Театр Европы, Санкт- Петербург, режиссер Владимир Додин. Из отдельных брехтовских эпизодов и сцен, из авторского текста составлено полотно этого спектакля, жанр которого сложно определить однозначно. Пронизанное ощущением ожидания трагедии, большой беды, он повествует о зарождении, предпосылках и жизни в условиях страха, тоталитаризма, войны, обмана, трусости, смерти и ужаса. Особенностями спектакля являются черно-серо-белое цветовое решение декораций и костюмов персонажей, повествование, будто разложенное на отдельные кино-эпизоды, эффект “выхваченного” кадра или сцены: отдельные столики с собеседниками как кружки “по интересам”, телефонный разговор в тусклом свете, пирушка в пивной… Лауреат премии “Золотая маска” в 2018 году в номинации “Лучший спектакль в драме, большая форма”.

Карина Чаплинская:

“Для меня Бертольд Брехт в театре неразделимо связан с именем Юрия Бутусова. Режиссер неоднократно обращал внимание на пьесы немецкого автора, и в его постановках для меня заключена вся мощь эпического театра.

Самым любимым спектаклем назову «Барабаны в ночи», на сцене Театра им. Пушкина. Помню, как смотрела спектакль в премьерном блоке, и он меня поразил. После я пересматривала его несколько раз из разных точек зала, но каждый новый показ для меня был таким же ярким и волнующим как первый.

кадр из спектакля “Барабаны в ночи” // Театр им. Пушкина

Помимо яркого и узнаваемого режиссерского почерка — громкой современной музыки, яркого смазанного грима, работы со светом — в спектакле сильнейшие актерские работы. Анастасия Лебедева за роль второго плана в спектакле получила «Золотую маску» абсолютно заслуженно. Александра Урсуляк яркая сильная, но тонкая и нежная. И Тимофей Трибунцев, который является буквально живым воплощением текста Брехта: сосредоточением героической боли и любви.

Моя любимая сцена — когда с потолка спускаются сотни лампочек, будто небо спускается на героев. Каждый раз я замираю, потому  что забываю насколько это красиво.”

Ольга Шишорина:

“Впервые о Бертольде Брехте я узнала в Театре на Таганке. Если вы там были, и особенно во времена «той» Таганки, то помните деревянные портреты в основном фойе. Любимов повесил портреты тех, кого считал своими учителями: Бертольда Брехта, Всеволода Мейерхольда и Евгения Вахтангова. А райком партии навязал еще портрет Станиславского. Именно с «Доброго человека из Сезуана» начался легендарный театр на Таганке: дипломная работа студентов Щукинского училища в постановке Любимова легла в его основу, а выпускники составили ту самую легендарную труппу. Еще по пьесам Брехта Любимов поставил два спектакля: «Жизнь Галилея», где в пару Галилео играли Высоцкий и Калягин, и «Турандот, или Конгресс обелителей».

Я сама увидела «Доброго», когда училась в школе, в середине нулевых. Это был уже n-й его состав, но яркость и какая-то революционность спектакля не угасли. Помню, особенно потрясли меня зонги: их перевели на русский, музыку написали артисты театра Борис Хмельницкий и Анатолий Васильев. А одним из зонгов Шен Те стало стихотворение Цветаевой «Вчера ещё в глаза глядел». После уже просмотренного «Мастера» спектакль поражал, но не так сильно. Но могу представить, как прогремел он тогда, в 1963 году. Не знаю, рискнула бы я посмотреть его сейчас. Спектакли Любимова всегда были очень зависимы от руки мастера: выверенные поминутно, отточенные в репетициях, они словно функционировали только, когда его фонарик присутствовал в зале. А легендарный фонарик давно уже хранится у его вдовы Каталин.”

Алёна Азаренко:

“Моё знакомство со сценическим воплощением наследия Брехта началось в 2009 году: на сцене МХТ имени Чехова я увидела “Трёхгрошовую оперу” в постановке Кирилла Серебренникова. Невероятный драйв, живой оркестр, музыка Питера Вайля, почти 4 часа с двумя антрактами пролетели на одном дыхании – вот как это было! На премьере посчастливилось увидеть “золотой” состав – еще с Мариной Голуб в роли мамаши Питчем.

После этого было еще много спектаклей по Брехту – блестящих, интересных, завораживающих, тоскливых, пронзительных – разных. Один из таких – “Барабаны в ночи” в Театре имени Пушкина, в постановке Юрия Бутусова. Мне кажется, все попытки описать его будут никчемными, все эпитеты и сравнения – бледными. Этот спектакль надо просто увидеть и прочувствовать. В этом спектакле – множество сюжетных линий, персонажей, сотни смыслов, обилие музыки, света, невероятная пластика, хореография. И каждый зритель найдёт что-то своё, за чем он пришёл в зал в этот вечер. Для меня квинтэссенция всего действия – конфликт, взаимоотношения Мурка (Александр Матросов) и Краглера (Тимофей Трибунцев). То, как они смогли “наполнить” своих героев – совершенная фантастика, ведь эмоции и отношения к персонажам на сцене совершенно иные (по крайней мере, у меня), нежели просто после прочтения пьесы.”

кадр из спектакля “Барабаны в ночи” // Театр им. Пушкина