READING

Бессмертная классика на сцене МХАТа им. М. Горьког...

Бессмертная классика на сцене МХАТа им. М. Горького: реконструкция спектакля «Вишневый сад»

25 декабря состоялась восьмая премьера 123-го сезона во МХАТе им. М. Горького – спектакль «Вишневый сад» по пьесе А.П. Чехова, написанная в 1899 году специально для МХТ. Режиссер Валентин Клементьев реконструировал постановку 1988 года режиссера Сергея Данченко в сценографии Владимира Серебровского. Кстати, Клементьев сам долгое время играл в постановке 1988 года, поэтому его основная задача состояла в том, чтобы максимально точно передать настроение поздней работы. Тогда, 32 года назад, главную роль Любови Андреевны Раневской исполнила народная артистка СССР Татьяна Доронина. В обновленной версии спектакля роль помещицы исполняет заслуженная артистка РФ Анна Большова.

По словам художественного руководителя МХАТа Эдуарда Боякова, декорации Владимира Серебровского – главная ценность этого спектакля. Действительно, их масштаб поражает. Создается впечатление, что зритель находится не в зале, а является частью поместья, перемещаясь из большой комнаты, обставленной в духе той эпохи, на задний двор вместе с его обитателями.

Спектакль «Вишневый сад» – это прощание с прошлым и вынужденное знакомство с новой эпохой, которую отказываются принимать привыкшие к уюту и комфорту владельцы имения. Его хозяйка Любовь Андреевна Раневская – ироничная и легкая, а главное добрая женщина. Актрисе Анне Большовой удалось точно передать беспечный характер своей героини. Без преувеличения можно сказать, что все взгляды были прикованы к ней. Это подтверждают аплодисменты в зале, когда Большова эффектно появляется на сцене. Вернувшись в родной дом вместе с дочерью Аней (Мария Следнева), Раневская с тоской вспоминает ушедшие навсегда юные годы. Помещица с трепетом относится к главной достопримечательности имения – вишневому саду.

Вишневый сад в пьесе Чехова является символом дворянской России. И как бы Раневская ни желала сохранить сад, его, в конце концов, полностью вырубают. Пьеса становится пророческой, ведь спустя время исчезает и дворянство, уступая место новому времени.

Проводником новой эпохи в тихий мир усадьбы с вишневым садом становится Ермолай Лопахин (Павел Устинов), который сначала советует хозяйке поместья сдавать землю под дачи, а затем сам выкупает поместье и осуществляет свои планы. Так, комедия заканчивается драмой, что подчеркивают небрежно накинутые на декорации тряпки перед отъездом жителей усадьбы. И забытый в доме Фирс (Геннадий Кочкожаров), тихо устроившись на диванчике и укрывшись старым пледом, как бы олицетворяет прошлую жизнь, навсегда покинутую людьми.

Удалось ли снова оживить чеховских героев на сцене МХАТа, решать, безусловно, зрителю. Наиболее интересно будет увидеть обновленную редакцию людям, которым удалось застать прошлые работы. Остается пожелать новому старому спектаклю жить так же долго и успешно, как постановка 1988 года.

Билеты

Текст Татьяна Носачева